Минпромторг вдвое сократил список освобожденных от уплаты утилизационного сбора автопроизводителей

Список автопроизводителей, освобожденных от уплаты утилизационного сбора, неожиданно для них сократился наполовину. Минпромторг обещает разобраться в ситуации, ведь тем, кого не восстановят в списке, предстоит заплатить сбор задним числом – с 1 сентября
А. Махонин/ Ведомости

От уплаты утилизационного сбора, введенного с 1 сентября, освобождены автопроизводители, обязавшиеся сами утилизировать свою продукцию (всего таких в реестре Минпромторга 371). Однако около 170 таких компаний оказались исключены из реестра изготовителей колесных транспортных средств, следует из материалов сайта Минпромторга, дата исключения у всех одна – 1 ноября, причины не указаны. Именно к этому дню производители, заявившие о самостоятельной утилизации машин, должны были предоставить Минпромторгу все документы и информацию о своей сети пунктов приема автомобилей на утилизацию (пункты должны быть во всех регионах, а также в городах с населением свыше 500000 человек).

Из списка выпали в основном небольшие предприятия, но есть и крупные игроки. Например, «Вольво восток» (завод выпускает тяжелые грузовики Volvo и Renault), «Тонар» (один из крупнейших российских производителей автоприцепов), Петровский завод автозапчастей АМО «ЗиЛ» (группа ЗиЛ, сюда в конце 2011 г. было перенесено производство «Бычков»), «Ремдизель» (входит в группу «Камаз», специализируется на капремонте), «Тверской экскаватор» (специализируется на выпуске экскаваторов, погрузчиков, участвует в СП «Русских машин» и Terex), «Яровит моторс» (входит в холдинг «Яровит», выпускает тяжелые многоосные грузовики под своим брендом). В январе – сентябре 2012 г. в России было выпущено 149608 грузовиков, по данным «АСМ-холдинга»; на перечисленных производителей техники пришлось менее 5%.

Исключенным придется платить утилизационный сбор наравне с импортерами: с 1 сентября 2012 г. его базовая ставка для ввозимых в Россию легковых автомобилей составляет 20000 руб., для грузовиков и автобусов – 150000 руб. (действуют понижающие и повышающие коэффициенты в зависимости от возраста автомобилей и параметров). Только после оплаты сбора за выпущенную машину или партию производитель получает отметки в ПТС, без которых автомобиль нельзя поставить на учет.

Отметки об исключении были сделаны по формальным признакам, окончательного решения по этим производителям нет, уверяет заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Возможно, не все представленные ими документы вовремя дошли до министерства, сверка информации скорее всего завершится до конца этой недели, добавляет замминистра. Но если кого-то не восстановят в списке, ему придется заплатить утилизационный сбор за все машины, выпущенные с 1 сентября.

«Мы подавали все необходимые документы», – удивляется Анатолий Портнов, директор Петровского завода автозапчастей АМО «ЗиЛ». Мощность завода при работе в две смены – около 800 малотоннажных грузовиков в год, говорит он. А значит, исключение из реестра может стоить предприятию около 120 млн руб. (при выплате 150000 руб. в среднем за каждый грузовик). Столько же грузовиков способен выпускать и холдинг «Яровит», его директор Андрей Бирюков считает возникшую проблему с реестром технической. Так же думает и представитель «Русских машин»: «По полученной нами в Минпромторге информации, «Тверской экскаватор» в ближайшие дни будет возвращен в реестр». Ежегодно завод выпускает около 1000 экскаваторов и погрузчиков.

Представитель калужского завода «Вольво восток» не стал комментировать ситуацию. В сентябре 2012 г. Volvo Group заявила, что инвестирует 3,75 млрд руб. в строительство в Калуге завода по производству кабин, их выпуск начнется в 2014 г., проектная мощность – 15000 кабин в год. Источник «Ведомостей» в компании тогда пояснял, что этот проект сулит льготу: в августе стало известно, что Минпромторг предлагает освободить от уплаты сбора иностранных производителей грузовиков, локализовавших производство кабин на уровне не менее 45%. В январе – сентябре 2012 г. завод произвел 4168 грузовиков, по данным «АСМ-холдинга». Его мощность – около 15000 шт. в год, значит, утилизационный сбор при таком объеме производства может превысить 6 млрд руб.

«Тонар» хотел бы остаться в реестре ради собственного производства седельных тягачей: в январе – сентябре 2012 г. их было выпущено всего 65, но утилизационный сбор увеличивает стоимость каждого примерно на 430000 руб., подсчитал для «Ведомостей» сотрудник компании. А группа «Камаз» сознательно не стала подавать недостающие документы по «Ремдизелю», говорит источник в группе.