Авто
Бесплатный
Елена Виноградова|Анфиса Воронина
Статья опубликована в № 3228 от 12.11.2012 под заголовком: Лучше дороже и со скидками

Рост автоторговли замедлился

Потребители теряют аппетит – так автопроизводители и автодилеры характеризуют итоги продаж новых машин в октябре. Особенно страдают массовые марки
С.Портер / Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли в октябре на 5% до 253732, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это самый низкий прирост за все время послекризисного восстановления рынка. В последний раз менее чем на 10% продажи вырастали в августе и сентябре 2008 г., затем рынок начал падать, а с апреля 2010 г. – расти на десятки процентов в месяц. За десять месяцев продано 2441 663легковых и легких коммерческих автомобиля, рост – 13%.

Потребительский аппетит снижается, констатировал в пресс-релизе председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, в ближайшие месяцы это отразится на объемах продаж. Но годовой прогноз АЕБ пока не снижает: 2,85 млн штук. «Розничные продажи все еще остаются выше уровня прошлого года благодаря разумным предложениям банков в первой половине года и заметному росту рыночных стимулов, появившихся в последние недели», – говорит Шрайбер.

На Конференции Адама Смита дилеры дружно жаловались, что рыночные стимулы – они же скидки – уже так велики, что сводят на нет рентабельность бизнеса. Сильнее всего страдают массовые марки, среди которых сейчас особенно высокая конкуренция. Например, продажи Ford снизились в октябре на 15%, а самой продаваемой его модели, Focus, – на 21%. Хит рынка Hyundai Solaris впервые с момента начала продаж ушел в минус: за октябрь продано 9878 автомобилей – на 4% меньше, чем в октябре 2011 г.

Премиум-марки чувствуют себя лучше, россияне продолжают пересаживаться на более дорогие машины, говорила главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая: «Рольф» не отказывается от массовых брендов, но по премиальным насыщенность рынка ниже, а рентабельность – выше.

Тенденция видна даже внутри одной марки: у Renault продажи старой версии бюджетного седана Logan снизились в октябре на 45% до 3357 единиц, Sandero – на 19% до 3645. Но резко растут продажи новинки – паркетника Duster: за октябрь продано 6680 автомобилей, что уже сопоставимо с общим объемом реализации Logan и Sandero в этом месяце. Компания соответствующим образом перераспределила производственные мощности и по-прежнему продает все, что производит, говорит ее представитель. Общий рост за месяц – 24%.

Рынок замедляется из-за постепенного насыщения, а также из-за того, что повышаются процентные ставки автокредитов в универсальных банках, считает Луковецкая. Она надеется, что замедление будет компенсировано предновогодними специальными акциями от дилеров и автопроизводителей.

Сейчас средняя ставка автокредита составляет 14–16% годовых, вполне вероятен рост ставок, говорил главный исполнительный директор корпоративного бизнеса банка «Уралсиб» Александр Афонин, в 2012 г. средняя доля продаж автомобилей в кредит на рынке составила 45%.

Небольшой рост автомобильного рынка в первую очередь обусловлен ожиданием нового кризиса, считает Андрей Павлович, гендиректор холдинга «Авилон автомобильная группа». Многие потребители пока не спешат вкладывать деньги в автомобили, продолжает он, но не все из них боятся кризиса. Возможно, некоторые хотят дождаться традиционных новогодних акций, и особенно эта ситуация отражается в массовом сегменте. В «Авилоне», приводит пример Павлович, в октябре значительно росли продажи премиальных марок (например, продажи автомобилей BMW у группы выросли на 23%), тогда как по массовым маркам наблюдается стагнация или небольшое падение.

На рынок вышло много новых моделей того же класса у конкурентных марок, которые оттянули на себя часть спроса, – например, Kia Rio, говорит представитель «Авилона».

Российский автомобильный рынок стал зрелым и продавцам не стоит ждать ни такого роста, ни такой рентабельности, какие были до 2012 г., считает гендиректор «Ауди центр Таганка» Владимир Моженков: даже премиальные марки сейчас ввязались в ценовую войну и постепенно перемещаются в средний сегмент. AudiA1 или AudiА3 можно купить за 700000 или даже 650000 руб.

Получается замкнутый круг, сетует Моженков: производители хотят продать побольше, но покупатели даже не хотят разговаривать с дилером, если им не дают скидку. В регионах доходность лучше, но это ненадолго, уверен Моженков, и в результате уже сейчас строятся дилерские центры, окупаемость которых составит 15–20 лет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать