Статья опубликована в № 3229 от 13.11.2012 под заголовком: Заграница не помогает

Экспорт «Камаза» в третьем квартале снизился

«Камазу» пока не удается реализовать мечту по увеличению экспорта: в III квартале продажи его грузовиков за рубежом снизились. Падение может быть и по итогам всего года

Экспорт «Камаза» в III квартале снизился по отношению ко II кварталу на 21% до 1476 машин и машинокомплектов, а по сравнению с III кварталом 2011 г. – на 8,7%, следует из отчетов компании. Экспорт в Казахстан, основной зарубежный рынок «Камаза», в III квартале по сравнению со II кварталом сократился на 37% до 813 шт. Поставки на Украину (2-е место) – на 13% до 199 шт.

В Казахстане хоть и сохраняется стабильная экономическая ситуация (высокие цены на нефть плюс госфинансирование крупных строительных проектов), но из-за ослабления национальной валюты (тенге) российская продукция дорожает, отмечается в отчете «Камаза». В ближайшей перспективе цена «Камазов» еще больше возрастет – из-за перехода Казахстана на «Евро-4» (в стране хотят его ввести во втором полугодии 2013 г.). Поставкам «Камаза» в Казахстан также мешает серый экспорт грузовиков из России, отмечается в отчете. В связи с этим компания намерена ужесточить контроль за российскими дилерами, которые должны продавать продукцию только в России, отмечает представитель группы «Камаз» Олег Афанасьев. Еще одна проблема – рост конкуренции с китайскими производителями. Особенно она велика в сегменте грузовиков полной массой 14–40 т (см. врез), основном для «Камаза», соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

На Украине уменьшился спрос из-за снижения доходности сельхозпредприятий вследствие низкого урожая, завершения Евро-2012 и, соответственно, снижения объемов строительства, объясняется в отчете «Камаза». Кроме того, в стране готовится закон об утилизационном сборе, из-за чего камазовская продукция может подорожать на несколько сотен тысяч рублей, указано в документе. Сбор направлен только на российскую технику и не снизит импорт подержанных европейских грузовиков – основных конкурентов «Камаза» на украинском рынке, добавляет Афанасьев.

По итогам девяти месяцев 2012 г. «Камаз» еще сохраняет положительную динамику экспорта (рост на 19% до 5037 шт. при общем объеме продаж 34802 шт.), но по итогам года может быть снижение. В прошлом году компания экспортировала 6166 грузовиков (13% производства). План на этот год – более 6000 шт. из 48600 произведенных машин и комплектов (т.е. около 12,5%), говорит Афанасьев.

При этом в целом экспорт российских грузовиков растет: в январе – августе – на 65% до 11900 шт., гласят данные «АСМ-холдинга». Экспорт «Урала» за 10 месяцев вырос на 70%, ГАЗа – на 13%, рассказал представитель группы ГАЗ.

В будущем «Камаз» рассчитывает на рост экспорта: в 2015 г. – до 20% от объема продаж, который составит 70000 машин и машинокомплектов, в 2020 г. – 30% (при объеме 100000 шт.), говорится в стратегии развития на сайте компании. Корректировать стратегию развития сейчас не планируется, указывает Афанасьев.

«Камаз», вероятно, будет наращивать экспорт прежде всего за счет дальнего зарубежья, думает Удалов. Завод подготовил линейку грузовой техники стандарта «Евро-5», поставки начнутся в 2013 г. (объемы пока не определены), рассказал Афанасьев. Увеличивать количество зарубежных сборочных площадок, на которые поставляются машинокомплекты, компания пока не планирует, говорит он. Сейчас сборка ведется в Казахстане, Вьетнаме, Индии, в этом году стартует сборка спецтехники в Литве, напомнил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать