Медведев: никакой координацией госструктур проблемы на дорогах не снять

Пока продолжается дорожный затор под Тверью, правительство обсуждает обязательное использование зимней резины и упрощенное оформление мелких ДТП
Юрий Суринов/ ИТАР-ТАСС- автор

В понедельник правительство на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обсуждало причины гигантского затора на автотрассе М10 "Россия" в Тверской области. В выходные под Торжком автомобильная пробка растянулась на 191 км, по данным МЧС, в ней застряли более 4000 грузовиков. Пробка начала образовываться в пятницу вечером, 30 ноября, после запрета на въезд большегрузных автомобилей в Тверь, в которой объявили чрезвычайную ситуацию из-за сильного снегопада.

До сих пор стоят

В понедельник утром было объявлено, что движение на трассе нормализовалось - средняя скорость потока, по данным полиции, составила 80-90 км в час, однако, как передало "РИА Новости" со ссылкой на сообщения автолюбителей, во второй половине дня на трассе снова образовался затор. "Уже четвертый час стоим. Звонили в МЧС, там нам сказали, что где-то фура поломалась, ее вытащить не могут. Не знаю, как там на самом деле, но вот по рации с другими водителями общаюсь, стоят все, а это приблизительно 40 километров", - сообщил агентству около 16 ч один из водителей – Александр Толстой. Он отметил, что в настоящее время проблем с покрытием трассы нет: дорога почищена, засыпана песком.

Еще один очевидец, Любовь Солнечная, которая вместе с семьей выехала из Москвы в Санкт-Петербург, также отметила, что после Твери они попали в затор. "Мы проехали Тверь и, не доезжая Торжка, уже два часа стоим в пробке. Мы везде узнавали, сказали, везде идет движение 50-60 километров в час, мы выехали с ребенком, в машине едем. И встали. Хоть бы кто-нибудь что-нибудь сказал. Если б мы знали, то вообще не выезжали бы", - отметила она. Региональное управление ГИБДД со своей стороны сообщило, что "местами до сих пор наблюдаются небольшие заторовые ситуации", не указывая их причин. Ведомство также рекомендует водителям, двигающимся в сторону Санкт-Петербурга, ехать в объезд М10 - по автодороге М9 "Балтия".

Кого винят

По словам выступившего на заседании правительства начальника управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог "Росавтодора" Игоря Астахова, главной причиной образования пробки стало ДТП вблизи поселка Зимогорье. "Органы ГИБДД не вовремя или с большим опозданием прибыли на место ДТП, в результате этого транспортные средства, которые подъезжали к месту аварии, останавливались... и потом, когда ДТП было ликвидировано, грузовой автотранспорт не мог двигаться из-за рыхлого снега и гололеда", — сказал Астахов.

Глава МЧС Владимир Пучков предложил срочно упростить оформление мелких ДТП на всех автотрассах. «Это неправильно, когда из-за легких аварий водители остаются на дороге до приезда ДПС на длительное время и за ними формируется пробка», — считает руководитель МЧС.

Начальник Главного управления обеспечения общественного порядка МВД России Юрий Демидов ответил, что МВД давно готово к этому, однако существуют еще "страховые интересы" и в результате оформление малозначительных ДТП передается на плечи полиции. Против предложения упростить оформление мелких аварий выступают страховые компании — они считают, что тогда увеличится количество мошенников, сказал "РИА Новости" президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. «Первое, что надо сделать,— это внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, начинать изменения надо именно с КоАП", — считает он.

Руководитель "Росавтодора" Роман Старовойт попенял на несогласованность действий между дорожными службами и ГИБДД. Пучков также раскритиковал дорожников за отсутствие групп технической поддержки, из-за чего несколько сломавшихся грузовиков продолжали долгое время блокировать трассу. Замглавы "Росавтодора" Сергей Потапов доложил на заседании, что вся техника, необходимая для расчистки заносов, находилась в полной готовности. "На трассе в начале сильного снегопада не было задействовано даже половины имеющейся в наличии техники", — возразил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Что предлагают

Рогозин предложил законодательно обязать дальнобойщиков менять летнюю резину на зимнюю, назвав ситуацию с использованием летней резины, в том числе большими грузовиками, "безобразной". Рогозин отметил, что есть регионы, где тепло, однако он высказал мнение, что дальнобойные машины обязательно должны быть оборудованы зимней резиной, передает "РИА Новости".

"С учетом специфики это можно было бы рассмотреть", — согласился Медведев.

По мнению Рогозина, дальнобойные машины, которые пересекают территорию страны в период с 1 ноября по 1 апреля, должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые тяжелые машины должны иметь и цепи.

Медведев обратил внимание, что при подобных ситуациях в Европе цепи не спасают, но там по трассе есть гостиницы, в которых можно отдохнуть водителям. В России этого, к сожалению, нет, отметил премьер.

"Но в любом случае в целом, конечно, водители должны быть подготовлены к тому, что погода в нашей стране очень и очень сложная, она может сменяться, и снегопады были здесь и будут, и очень сложная ледовая обстановка все равно будет", — сказал Медведев. "Здесь никакой координацией деятельности государственных структур полностью эту проблему не снять, это нужно понимать. Но вот система оповещения и подготовленность самих автовладельцев, а также самих служб для того, чтобы все это вовремя растаскивать, правильно регулировать, выводить необходимую снегоуборочную технику, — на это нужно обязательно обратить внимание", — добавил премьер.

Как обсуждали покрышки

Обязательность смены покрышек неоднократно обсуждалась в правительстве и законодательных органах. В 2009 г. в Госдуму даже вносился проект, обязывавший переходить на зимнюю резину с 1 декабря по 1 марта. Но участники дискуссий так и не пришли к согласию. Основным аргументом оппонентов была разница между климатом регионов из-за большой территории страны, при которых установление единых сроков смены резины просто невозможно. При введении разных сроков перехода для регионов возникала проблема регулирования использования шин при временных поездках.

В конце октября проблему вновь поднял губернатор Карелии Александр Худилайнен, предложивший законодательно установить сроки замены покрышек в соответствии с сезоном, ссылаясь на опыт соседней Финляндии. Губернатор сказал, что законодательные органы региона намерены выйти с соответствующей инициативой в Госдуму. Худилайнен уверен, что регламентировать соответствие покрышек автомобиля сезону просто необходимо на северных территориях страны. Сенатор от Карелии Владимир Федоров (бывший глава ГИБДД) ранее говорил, что сроки эксплуатации зимней и летней резины должны устанавливать региональные власти.

Как выглядела пробка на трассе М10 "Россия" 1 декабря