Российский автомобильный рынок перестал расти

Рост российского автомобильного рынка, похоже, закончился. Эксперты снижают прогнозы, импортеры – планы, дилеры – складские запасы
М.Стулов/ Ведомости

В ноябре 2012 г. в России было продано 240322 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, всего на 930 штук больше, чем в ноябре прошлого года, сообщил вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С апреля 2010 г., когда начался быстрый рост, месячная прибавка впервые составляет пренебрежимо малые доли процента. Если сравнивать с предыдущими месяцами этого года, вообще наблюдается спад: в октябре было 253732, в сентябре – 259582.

В последние несколько месяцев активность покупателей была ниже, чем в прошлом году, указывает председатель комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер. Особенно заметно это в массовом сегменте: Kia, Toyota и Ford в ноябре вышли в ноль, у Hyundai продажи на 15% ниже, чем в прошлом году, а у Nissan – на 27%. Впрочем, некоторые массовые марки чувствуют себя неплохо: выросли продажи Renault (17%), Skoda (12%), Chevrolet (10%). В этом сегменте потребителю есть из чего выбрать, поэтому марки перетягивают клиентов друг у друга, объясняет гендиректор холдинга «Авилон автомобильная группа» Андрей Павлович.

На спрос повлияли и увеличение процентных ставок по кредитам на 1–2 процентных пункта до 14–16%, и общая неуверенность потребителей в экономической ситуации, считает главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

«Ситуация в дилерских центрах такова, что мы не ожидаем быстрого возобновления роста в ближайшее время», – приводятся в пресс-релизе слова Шрайбера. Тем не менее комитет называет происходящее стабилизацией и сохраняет прогноз продаж на 2012 г. в 2,9 млн (см. врез).

Сама по себе динамика продаж дилеров не слишком пугает, хуже то, что производители опять ошиблись в прогнозах. Импортеры планировали свои поставки на осень с учетом роста, а так как ожидания не оправдались, на складах стали скапливаться излишки автомобилей и продавцы вынуждены их реализовывать по специальным предложениям, объясняет главный управляющий директор ГК «Независимость» Оскар Ахмедов.

В этом году сезон спецпредложений начался в сентябре вместо привычного декабря, дилеры рассчитывают, что это поможет им подойти к новому году без больших запасов, отмечает он. Возможно, снижение спроса в ноябре отчасти обеспечили покупатели, которые отложили покупку машины до декабря в ожидании еще больших скидок, рассуждает Луковецкая.

В первой половине 2013 г. избытка автомобилей не будет, считает Ахмедов: спад спроса пришелся на период бюджетного планирования, большинство компаний спланировали следующий год с учетом текущей ситуации. По прогнозам «Независимости», в следующем году продажи новых автомобилей на российском рынке останутся на уровне 2012 г. или даже немного упадут. «Тойота мотор» по-прежнему ждет роста, но снизила свой прогноз на 2013 г. на 2% до 2,96 млн, говорит представитель компании. Ухудшение динамики автомобильного рынка «Тойота» связывает с общим замедлением роста экономики в России.

PricewaterhouseCoopers (PwC) уже в начале года предсказывала стабилизацию российского рынка новых легковых автомобилей на уровне ниже 3 млн штук в год: по расчетам компании, ежегодные продажи легковых автомобилей в России смогут превысить 3,5 млн штук в год только через 10 лет. Существенно продвинуться вперед рынку поможет лишь улучшение экономической ситуации, причем не только в России, но и в мире, объяснял руководитель автомобильной практики PwC Стенли Рут.

Говорить, что рынок достиг своего пика, преждевременно, возражает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. В перспективе рынок будет продолжать расти, хотя и не такими темпами, как на протяжении последних месяцев, надеется он. В принципе, стимулы для роста есть, соглашается Луковецкая: сейчас более половины российского парка состоит из машин старше 10 лет. Однако все будет зависеть от финансовой ситуации, в том числе от доступности и востребованности кредитных продуктов, добавляет она.

По данным «Автостата», на 1000 россиян сейчас приходится около 270 автомобилей, в Москве – около 300, тогда как, например, в лидирующем по этому показателю Монако – 908, в США – 802, в Германии – 564, в Великобритании – 523.

Сейчас в стране нет факторов, стимулирующих покупку автомобилей, считает Игорь Поляков, ведущий аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. При численности нашего среднего класса в 25–30% населения (против 50–55% в Германии) насыщенность автомобилями близка к максимальной, рост реальных зарплат замедлился, при этом у населения нет опасений в сохранности сбережений, перечисляет он, а значит, нет и стимулов покупать автомобили.