Акционеры «АвтоВАЗа» утвердили схему, по которой альянс Renault-Nissan получит контроль над компанией

Акционеры «АвтоВАЗа» утвердили схему, по которой альянс Renault-Nissan получит контроль над компанией. Будет создано совместное предприятие, ему достанется 74,5% «АвтоВАЗа». Альянс получит 67,13% СП, контрольный пакет в нем будет у Renault
Компания Renault станет формальной владелицей знаменитого завода в Тольятти/ A.Antoniol/ Bloomberg

Рамочное соглашение о создании СП было заключено в мае 2012 г., но не имело юридической силы. Обязывающее соглашение вчера подписали президент Renault-Nissan Карлос Гон, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов, соруководитель «Сбербанк CIB» Рубен Варданян и президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров в присутствии министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. СП создается на базе зарегистрированной в Голландии Alliance Rostec Auto BV. Нужна была нейтральная страна, объясняет представитель Renault-Nissan. Для «Ростехнологий» место регистрации СП не было принципиальным, заверил Чемезов.

В уставный капитал Alliance Rostec Auto BV будут внесены акции Renault (25%), «Ростехнологий» (почти 29%) и Troika Dialog Investments Limited (около 20%). Альянс Renault-Nissan получит 67,13% СП, инвестировав в ближайшие 1,5 года $742 млн: деньги пойдут на выкуп части доли «Ростехнологий» и всей – Troika, говорит представитель альянса. По сравнению с майским соглашением поменялась структура вложений Renault-Nissan: Nissan внесет $376 млн, а не $450 млн (у нее будет 17,03% СП), а Renault – $366 млн вместо $300 млн (50,1%). «Это скорее бухгалтерское, юридическое решение. Такая схема оптимальна с учетом российского, французского, японского, голландского права», – объяснил Гон. Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов полагает, что альянсу удобнее, чтобы контрольный пакет в СП был у одного акционера.

Сделку планируется завершить к июню 2014 г., СП получит 74,5% «АвтоВАЗа», а у «Ростехнологий» будет 32,87% СП. Альянс заинтересован в том, чтобы госкорпорация оставалась его партнером, говорит представитель альянса.

Выкупать акции «АвтоВАЗа» у миноритариев не планируется, заявил «Ведомостям» Гон. Вчера обыкновенные акции «АвтоВАЗа» на Московской бирже (после бурного роста в пятницу и понедельник на ожидании подписания соглашения) подешевели на 2,27%, привилегированные – на 3,26%, капитализация составила 31,1 млрд руб.

Получается, 100% уставного капитала «АвтоВАЗа» оценено в $3 млрд, что почти в 3 раза больше его текущей капитализации, говорит Беспалов, но для стратегической сделки рыночная оценка не индикативна. Но все равно премия к рынку очень велика, добавляет он.

Совет директоров СП будет состоять из трех представителей альянса и двух – «Ростехнологий», сказано в сообщении партнеров, возглавит его Гон. Совет директоров «АвтоВАЗа» увеличится с 12 до 15 человек, восемь мест в нем займут представители Renault-Nissan, председателем поочередно будут Чемезов и Гон. Менять главу «АвтоВАЗа» альянс не собирается, заверил Гон.

Выгода «АвтоВАЗа» от сотрудничества с альянсом прежде всего в том, что завод получает современные технологии, комментирует Чемезов: уже построена линия B0, в 2013 г. на ней будут выпускать пять моделей под тремя брендами, инвестиции – 400 млн евро. А совместные с альянсом закупки комплектующих и контроль производства повышают качество машин, радуется он.

По прогнозу Гона, автомобили альянса и «АвтоВАЗа» к 2016 г. будут занимать 40% российского рынка.

Со вторника «АвтоВАЗ» стал мультибрендовым предприятием – на линии B0 началось производство седанов Nissan Almera. Производство первой модели Renault на линии B0 стартует во второй половине 2013 г., следующей – через несколько месяцев, сказал «Ведомостям» старший вице-президент Renault Бруно Анселен. Источники «Ведомостей» говорили, что на «АвтоВАЗе», возможно, будет организовано производство нового Renault Logan. В 2014 г. на «АвтоВАЗе» начнут выпускать модели марки Datsun компании Nissan (см. врез), в том же году стартует производство автомобилей альянса на «Ижавто».