Эксперты: в следующем году российский автомобильный рынок может сократиться – впервые с кризисного 2009 года

В 2013 г. российский автомобильный рынок может не только прекратить рост, но и сократиться – впервые с кризисного 2009 года, предупреждают эксперты. Производители ждут стабилизации
В следущем году рост россйиского авторынка может остановиться/ REUTERS

В прошлом году российский автомобильный рынок вырос на 39% до 2,65 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. В 2012 г., по оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост составит 9,4%. А вот в следующем году ситуация изменится, считают эксперты. По оптимистичному прогнозу, произойдет стабилизация, но скорее всего стоит ждать снижения в пределах 5%, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Продажи могут упасть на 3%, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Российский рынок легковых автомобилей при сегодняшней покупательной способности приблизился к потолку, о чем можно было судить по снижению темпов роста продаж в 2012 г., объясняет он.

Представители производителей оптимистичнее. Вряд ли стоит ждать снижения в 2013 г., но стабилизация произойдет, признает представитель Ford Sollers. Компания планирует наращивать долю на рынке за счет растущих сегментов кроссоверов и LCV, добавляет он, в Татарстане Ford Sollers увеличивает выпуск коммерческих Ford Transit, в 2013 г. здесь же переведет на полный цикл выпуск кроссоверов Explorer и Kuga.

Прогнозирует прекращение роста рынка и крупнейший российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ», но, по его оценке, это произойдет в 2014 г. В 2013 г. российский рынок легковых автомобилей, по прогнозу «АвтоВАЗа», увеличится на 11% до 3 млн шт. и стабилизируется на этом уровне до 2016 г., в 2017 г. продажи в России вырастут до 3,4 млн шт., в 2020 г. – до 3,6 млн шт., следует из программы развития компании до 2020 г. «В 2012 г. планируем продать в России более 530000 автомобилей Lada (снижение примерно на 8%. – «Ведомости»). С учетом экспорта и автокомплектов получится около 700000», – говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. По его словам, компания планировала снижение продаж в 2012 г., «понимая, что надо менять модельный ряд и модернизировать производство». В 2013 г. «АвтоВАЗ» планирует сохранить общий объем производства на уровне 700000 машин и комплектов, отметил Буренков, но план по продажам не раскрыл.

Минпромторг анализирует тенденции на российском автомобильном рынке и представит прогноз на 2013 г. в конце января, сказал «Ведомостям» замминистра Алексей Рахманов. «Пока сложно понять, какими будут потребительские предпочтения в следующем году; может произойти все, что угодно», – заметил он. «Соллерс» также еще не утвердил прогноз авторынка, сказал представитель компании. Не делится ожиданиями и его коллега из Renault, правда замечает, что спрос на модели компании, производимые в России, очень высок: «Чтобы его удовлетворить, продолжается планомерное увеличение объемов производства [на «Автофрамосе»] до выхода на мощность 188000 автомобилей в год. Завод работает в три смены, и сокращение смен не планируется».

Поддержать рынок могут новые массовые модели, отмечают Удалов и Дацкив. В 2013 г., например, стартуют продажи Nissan Almera (с декабря выпускается на «АвтоВАЗе»), Chevrolet Cobalt (узбекской сборки). Новинки обещает и сам «АвтоВАЗ» вкупе с увеличением объема выпуска дефицитной Lada Largus. Во второй половине года начнется серийное производство моделей Renault на «АвтоВАЗе».

По оценке Дацкива, наиболее сложная ситуация в 2013 г. будет складываться в насыщенном и высококонкурентном ценовом сегменте 0,6–1,5 млн руб. Больше перспектив в растущих бюджетном и премиальном секторах, добавляет он. В ближайшие пять лет ежегодные продажи легковых автомобилей на российском рынке будут колебаться в пределах 2,7–3,5 млн шт., думает он.

Объем рынка легких коммерческих автомобилей в 2013 г. сохранится на уровне текущего года (плюс-минус 3–5%), полагает представитель группы ГАЗ. Компания намерена удержать долю рынка около 50%, сказал он, не раскрыв объемы планируемых продаж. По итогам 2012 г. в России будет продано около 175000 LCV, а в 2013 г. – на уровне текущего года, соглашается Удалов.

На российском рынке грузовиков похожая ситуация: в следующем году будет продано столько же машин, сколько и в 2012 г., прогнозирует Удалов (около 135000 средних и тяжелых грузовиков). Стабилизацию рынка не исключает и «Камаз», говорит директор завода по связям с общественностью Олег Афанасьев. Правда, возможны колебания до 10%, допускает он. Те, кто хотел обновить парк грузовиков, уже сделали это в основной своей массе в 2011–2012 гг., комментирует Удалов. Причем на отечественном рынке грузовиков может увеличиться доля продаж иномарок, добавляет он, у зарубежных производителей шире модельный ряд плюс растут продажи машин из Китая. К тому же российские грузовики подорожают из-за перехода на «Евро-4» с 1 января 2013 г. С другой стороны, повышение цен скорее всего произойдет и у иномарок – из-за введенного с 1 сентября 2012 г. утилизационного сбора, говорит Удалов.