«Камаз» потратит на обновление модельного ряда $2 млрд

«Камаз» через два года начнет выпускать новые модели, упор будет сделан на средний и премиальный сегменты. Обновление обойдется «Камазу» в $2 млрд
Уже через два года "Камаз" начнет массовую замену модельного ряда/ A.Rudakov/ Bloomberg

В ближайшие пять лет «Камаз» инвестирует в переход на новый модельный ряд более $2 млрд, рассказал «Ведомостям» гендиректор предприятия Сергей Когогин. Деньги пойдут на закупку оборудования и реконструкцию одного из двух конвейеров завода под выпуск новой линейки (сумма определяется), выпуск кабин Daimler (около $200 млн) и мостов Daimler (более $200 млн), доинвестирование СП с Cummins Inc по выпуску двигателей, СП с Zahnrad Fabrik по производству коробок передач. В перспективе возможен и совместный выпуск двигателей Daimler, рассказал Когогин, но окончательное решение не принято – пока «Камаз» будет закупать мосты и двигатели у Daimler (совместно с ЕБРР управляет 15% предприятия).

Источники финансирования инвестпрограммы – собственные средства и заемные (сейчас соотношение долг / EBITDA «Камаза» – 1,1); пропорции пока не определены – объем привлекаемых средств будет утверждаться ежегодно, пояснил представитель «Камаза». IPO, допэмиссия «Камаза» для финансирования инвестпрограммы не планируется, подчеркнул Когогин. По его словам, кредиты выгоднее: «У нас государство инвестирует в автопром, субсидируя процентные ставки».

По словам Когогина, «Камаз» торопится вывести на рынок новый модельный ряд – собственные и совместные с Daimler разработки. «Предпочтения наших клиентов, в том числе и в России, смещаются в сторону премиум-сегмента», – пояснил он. Массовый переход на новый модельный ряд будет происходить в 2015–2016 гг. «Мы хотим подняться в верхнюю часть среднего ценового сегмента и в нижнюю – премиум-сегмента», – рассказал Когогин. При этом продолжится выпуск и существующего модельного ряда. Какая доля производства придется на новую продукцию, пока не известно. «Это вопрос не наших производственных возможностей, а рыночной конъюнктуры, восприятия нашей продукции клиентами. Не факт, что все сразу будут готовы заплатить на 20% больше, чем сейчас», – пояснил Когогин. У новых грузовиков «увеличится ресурс использования, вырастет гарантия, снизится потребление топлива, повысится комфорт для водителя», перечисляет он.

По итогам 2012 г. «Камаз» планирует реализовать около 45500 шт. – на 2500 грузовиков меньше плана, сказал Когогин; в 2013 г. компания ожидает сохранения объема продаж. В 2013 г. в России будет продано 135000 средних и тяжелых грузовиков – на уровне 2012 г., по оценке агентства «Автостат». При этом продолжат расти бюджетный и премиальный секторы, говорит исполнительный директор агентства Сергей Удалов. В нижнем ценовом сегменте невысокая маржа и острая конкуренция с китайским импортом, подержанными иномарками, поэтому ставка «Камаза» на премиальный сектор выглядит логичной, считает эксперт. «Если компания сможет предложить рынку продукцию, по своим характеристикам близкую к европейским брендам, а по цене – к сегодняшним «Камазам», успех ей обеспечен», – уверен Удалов. А сохранение выпуска текущей модельной линейки позволит «Камазу» снизить риски, добавляет эксперт.