Как отечественные автопроизводители готовятся к потенциальному кризису

Отечественные автозаводы и производители автокомпонентов, бизнес которых подкосил кризис 2008 г., придумали, как минимизировать последствия нового экономического спада. Если он наступит, они уже подстраховались: создают автомобильные и автокомпонентные альянсы с иностранцами, продают и сдают им в аренду простаивающие производственные площадки
В.Смирнов/ ИТАР-ТАСС

В Нижегородской области, по данным областного минпрома, сейчас работает около 200 производителей автокомпонентов. «Создание одного среднестатистического автокомпонентного производства дает области от 100 до 500 новых рабочих мест. Общие налоговые поступления в областной бюджет могут исчисляться десятками миллиардов рублей в год», – говорит аналитик БКС Богдан Зыков.

Импортное дороже. 46,9%

доля первичного рынка производства автокомпонентов и запчастей в России в этом году (объем рынка – $18,14 млрд, что на 58,6% больше, чем в 2011 г.), по прогнозам агентства «Автостат». Объем вторичного рынка – $20,58 млрд (+15,8%), говорит аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Рост рынка он объяснил изменением структуры производства легковых автомобилей в России в пользу иномарок, компоненты и запчасти к которым изначально более дорогие

Ожидание очередной волны кризиса притормозило продажи автомобилей и автокомпонентов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев в стране было продано 2,681 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 12% больше по сравнению с таким же периодом прошлого года (см.диаграммы и таблицу). Однако в последние месяцы спрос на машины упал. Пик продаж пришелся на август и стал рекордным за всю историю страны. Тогда, подсчитали аналитики АЕБ, россияне купили 258761 легковой автомобиль и LCV (рост на 15%). Но уже в октябре продажи выросли лишь на 5% до 253732 машин, а в ноябре – всего на 0,3% до 240322.

«Несмотря на это, суммарный рост рынка за все предыдущие месяцы года позволяет прогнозировать, что в целом по итогам 2012 г. будет продано не менее 2,9 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей», – считает председатель автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. При этом иномарки демонстрируют более высокую динамику продаж в России: в 2011 г., по данным агентства «Автостат», их реализовали почти 1,1 млн, прогноз на этот год – свыше 1,3 млн (рост на 18,1%).

На фоне падения спроса на машины выглядит логичным и замедление темпов роста продаж автокомпонентов в России, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В 2011 г., по его данным, российский рынок автокомпонентов и запчастей вырос на 32,6% до $38,7 млрд, а в этом году, как ожидается, увеличится лишь на 8% до $41,8 млрд (см.врез).

Впрочем, в ближайшие годы российский рынок автокомпонентов и запчастей продолжит расти, уверен Удалов. По его мнению, этому будут содействовать два фактора: общее увеличение автопарка в стране и рост уровня локализации производимых здесь иномарок.

По условиям новых соглашений о режиме промышленной сборки автомобилей (дает льготы по ввозу комплектующих), которые заключили крупнейшие иностранные автопроизводители, работающие в стране, уровень локализации должен составить 60% (по старым условиям – 30%), напоминает Удалов. Среди других требований – комплектация 30% производимых в России иномарок выпускаемыми здесь же двигателями (или КПП) и выход на общий объем производства в 300000–350000 машин в год.

Поволжский кластер

Сейчас автомобильные и автокомпонентные кластеры в Поволжье сосредоточены в Самарской, Нижегородской, Ульяновской областях и в Татарстане. Это 45% общероссийского объема продаж автозапчастей и автокомпонентов, говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Из 260 российских и зарубежных поставщиков комплектующих «АвтоВАЗа» 111 предприятий (42,7%) работают в Самарской области. В начале года их было 109. По данным областного правительства за 10 месяцев, доля автомобильного кластера в промышленности области – 28,2%. За этот период, по данным областного минфина, в консолидированный бюджет области от предприятий, основным видом деятельности которых является производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, поступило 1,427 млрд руб. (на 13,6% больше, чем за тот же период 2011 г.). В целом это 5,4% от всех налогов бюджета.

Нижегородская группа «Автокомпонент» в феврале открыла промышленную площадку по производству деталей интерьера в Тольятти. Поставлять продукцию компания будет на «АвтоВАЗ», Renault, Nissan, GM. Ранее 75% комплектующих «Автокомпонент» поставлял ГАЗу. В этом году тольяттинская площадка выпустила 70 наименований изделий на более чем 400 млн руб. На своем нижегородском заводе компания выпускает зеркала заднего вида, панели приборов, отопительные системы, климат-контроль, рулевые колеса. В производстве автокомпонентов ГК сотрудничает с испанской Ficosa (производство зеркал), французской Faurecia (производство деталей интерьера и экстерьера), австрийской Engel (производство технологического оборудования для производства деталей из полимеров).

Совместные планы

В следующем году правительство Самарской области прогнозирует увеличение объемов производства «со смещением структуры поставок в сторону заказов продукции локализованных иностранных производителей и совместных предприятий», сообщила пресс-служба правительства. По мере выполнения иностранными автопроизводителями условий режима промсборки будут увеличиваться их объемы производства в России и уровень локализации, а это приведет к росту числа игроков на российском рынке автокомпонентов, в том числе в форме СП, уверен и Удалов из «Автостата».

На следующий год запланировано открытие производств нескольких изготовителей автокомпонентов – резидентов ОЭЗ «Тольятти». Это «Эдша Тольятти» («дочка» немецкой Edscha собирается производить петли капота, багажника, дверей и др.), TPV-Rus (сиденья) и «Рулевые системы» (системы рулевого управления для легковых автомобилей). В ноябре резидентами ОЭЗ «Тольятти» стали ООО «Джей ви системз» – подразделение СП «Джи эм – АвтоВАЗ», которое займется производством кузовных деталей. ООО «Сано Волга» (дочерняя структура японской Sanoh) планирует наладить за 784 млн руб. выпуск автокомпонентов для тормозных и топливных систем автомобилей, потребители – «АвтоВАЗ», «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen. ООО «Мубеа компоненты подвески Русь» (дочерняя структура немецкой корпорации Mubea) собирается организовать производство пружин подвески, инвестиции – 717 млн руб., заказчики – Ford Sollers, «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen, ГАЗ.

Собираются развиваться совместные предприятия в Нижегородской области и Татарстане. В этом году группа ГАЗ и немецкая Bosal создали на мощностях Горьковского автозавода СП по производству систем выпуска отработанных газов (СВОГ– выхлопная труба, глушитель, нейтрализатор), продукции стандарта «Евро-4». Инвестиции в проект – около 200 млн руб. Продукцию СП планируется использовать для модернизированной «Газель-бизнес» и при контрактной сборке авто иностранных брендов. А СП со шведским производителем деталей крепежа Bulten (подписано соглашение о его создании) будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для ГАЗа, сторонних предприятий автопрома и других отраслей.

С декабря на промплощадке Горьковского автозавода начался выпуск автомобилей Skoda Yeti по полному производственному циклу. Восьмилетнее соглашение о контрактной сборке в Нижнем Новгороде 110000 автомобилей Skoda и Volkswagen в год Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали в 2011 г. Крупноузловую сборку Skoda Yeti запустили на ГАЗе в ноябре прошлого года.

К сборке Jetta в Нижнем Новгороде Volkswagen планирует приступить весной 2013 г., Octavia – с июня 2013 г., рассказал сотрудник пресс-службы Volkswagen Group Rus.

По планам в следующем году в Нижнем Новгороде намерены собрать около 13000 автомобилей Skoda Yeti. Не менее 30% машин российской сборки будут оснащаться двигателями либо коробками передач, изготовленными в России.

Планирует развиваться и СП татарстанского «Камаза» – ООО «ЦФ Кама» (создано в 2005 г. совместно с германским концерном Zahnrad Fabrik). Пока оно производит ежегодно свыше 20000 коробок передач и уже подписано соглашение по увеличению мощностей до 89000 КПП в год.

Сам «Камаз» в этом году увеличил объемы производства не только грузовиков, но и запчастей, которые завод поставляет своим дилерам, сервисным центрам и корпоративным потребителям. По словам директора по связям с общественностью «Камаза» Олега Афанасьева, за 11 месяцев завод выпустил запчастей почти на 13 млрд руб. (плюс 10% к объемам 2011 г.).

По данным пресс-­службы, продажи грузовиков «Камаз» выросли за девять месяцев на 13% до 29200 (с конвейера сошла 31000). 60% продаж совершено через дилерскую сеть.

Для Ford Sollers в татарстанской ОЭЗ «Алабуга» компания «Джошкоунз Алабуга» (ее учредила турецкая Coskunoz) будет выпускать кузовные детали. Компания собирается инвестировать 2,29 млрд руб. В планах самого Ford Sollers на следующий год – переход от крупноузловой сборки кроссоверов Ford Explorer и Ford Kuga к полному циклу производства.

Через парки

«Соллерс» в этом году заявила о создании на мощностях своего Заволжского моторного завода (ЗМЗ) индустриального парка производителей автокомпонентов. Таким образом компания компенсирует свои потери от снижения объемов производства для ГАЗа. При плановой годовой мощности компании в 250000 двигателей год назад завод выпустил 997 двигателей. По мнению гендиректора и совладельца «Соллерса» Вадима Швецова, в ближайшие два-три года ЗМЗ сумеет привлечь 20–25 крупных компаний. Это, по словам Швецова, встраивается в стратегию всего холдинга: локализация комплектующих для СП Sollers с Ford и других автопроизводителей.

На промплощадке ЗМЗ уже работают несколько зарубежных компаний – «Дайдо металл Русь» (принадлежит японской Daido Metal Co., производитель подшипников скольжения), шведская Trelleborg Automotive (производство фантивибрационных компонентов), немецкая Leoni (производство проводов, кабелей и оптоволокна для автомобильной промышленности). В сентябре на ЗМЗ пришла и немецкая компания Flaig+Hommel (выпускает крепежные элементы для машин). «Идея создания индустриального парка на базе ЗМЗ – мера вынужденная и антикризисная, но логичная и эффективная», – полагает старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский.

«Иностранные производители принесут средства и технологии, что увеличит конкурентоспособность российской продукции», – считает Шенк. Через свой технопарк «Кип-мастер» «Камаз» также оперирует освободившимися площадями, санирует их и предоставляет в аренду производителям компонентов, и не только, рассказал Афанасьев. По его словам, на сегодняшний день все пустующие площади заняты.

Индустриальный парк собираются открыть и на базе Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ, Ульяновская обл., входит в «Объединенные автомобильные технологии»). По данным правительства Ульяновской области, на димитровградской площадке уже созданы ООО «ДААЗ штамп», ООО «Димитровградский завод алюминиевого литья», ООО «Автосвет» и ООО «Климатические системы».