Автопроизводители не ждут от российского рынка роста

Отечественные и иностранные производители легковых автомобилей и грузовиков осторожничают в оценках рынка 2013 г.; роста ждут только в отдельных сегментах
А.Махонин/ Ведомости

Автопроизводители, работающие в России, начали отчитываться о производственных итогах 2012 г. В прошлом году на внутреннем рынке было продано 537 625 автомобилей Lada - на 7% меньше, чем годом ранее, сообщил «АвтоВАЗ». Снижение было запланированным, в том числе из-за обновления модельного ряда, продолжающейся модернизации производства, поясняет директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. Компания вышла на плановый объем производства Lada Granta, в том числе запустила линию в Ижевске, начала выпускать Lada Largus, а также Nissan Almera для компании Nissan, перечисляет он. В этом году, судя по программе развития компании, «АвтоВАЗ» рассчитывает продать на российском рынке 570 000 автомобилей. Программа была разработана в 2010 г. и актуализирована в сентябре 2012 г., но, по-видимому, прогноз на 2013 г. может быть скорректирован. По словам Буренкова, объемы производства и продаж «АвтоВАЗа» в текущем году, скорее всего, сохранятся на уровне 2012 г. Все будет зависеть от экономической ситуации, добавляет он.

Совместное предприятие «Джи эм - АвтоВАЗ», которое выпускает внедорожники Chevrolet Niva, планирует в 2013 г. незначительно - на 0,7% - снизить объемы производства до 62 500 шт. (в 2012 г. выпуск, напротив, увеличился на 9%), говорится в сообщении СП, размещенном на его сайте. Планы производства VW в России пока утверждаются, говорит представитель компании. Ford Sollers в 2013 г. планирует увеличить объемы выпуска в России, прежде всего за счет внедорожников и LCV, говорит представитель компании, но объемы не раскрывает. Емкость российского рынка, по его оценке, в 2013 г., скорее всего, сохранится на уровне 2012 г. В 2011 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса, он вырос на 39% до 2,65 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, в 2012 г. рост составит 9,4% (итоговые цифры АЕБ пока не объявляла). В 2013 г. российский рынок легковых автомобилей по оптимистичному прогнозу останется на уровне 2012 г., но может и сократиться на 3%, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Впрочем, некоторые автопроизводители настроены оптимистично: PSA Peugeot Citroen прогнозирует рост российского рынка на 5% (глобального - на 3-4%), сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на вице-президента компании по развитию брендов Фредерика Сен-Жура. Представитель завода «ПСМА Рус» в Калуге (СП Peugeot Citroen и Mitsubishi) говорит, что в 2012 г. здесь было выпущено примерно 40 800 автомобилей и в дальнейшем объемы будут возрастать за счет появления новых моделей (в частности, в марте здесь стартует выпуск Citroen C4L, в июле — Mitsubishi Pajero Sport), но сколько машин будет выпущено в 2013 г., он не стал говорить. Представитель Renault тоже не раскрыл планируемые объемы производства на «Автофрамосе».

Объем российского рынка легких коммерческих автомобилей в 2013 г. сохранится на уровне текущего года (плюс-минус 3-5%), замечает представитель группы ГАЗ. Компания намерена сохранить занимаемую долю рынка около 50%, в том числе за счет новой линейки LCV - «Газель Next», заметил он, не раскрывая объемы производства и продаж. В 2012 г. в России, по предварительной оценке, было продано около 175 000 LCV, в 2013 г. этот объем, скорее всего, сохранится, думает Удалов.

В 2012 г. «Камаз» реализовал более 45 000 машин и машинокомплектов (примерно на уровне 2011 г.), из них в России около 39 000 шт. и в 2013 г. планирует сохранить этот объем, говорит директор по связям с общественностью завода Олег Афанасьев. Компания пока не знает, как отразится на продажах переход российских автозаводов на "Евро-4" (с 1 января 2013 г.), поясняет он: помимо удорожания продукции возникают риски, связанные с низким качеством дизельного топлива. Риски также связаны с продолжающимся кризисом на европейском автомобильном рынке и ожидаемой в этом году стабилизацией российского рынка на уровне 2013 г., указывает Афанасьев. Возможно и сокращение его емкости, добавляет он. По оценке «Автостата», в этом году в России будет продано около 135 000 средних и тяжелых грузовиков - столько же, сколько и по предварительной оценке в 2012 г.