Mercedes-Benz GL: Лучшее проиграло хорошему

Концерн подтвердил знаменитую максиму, что перемены ради перемен обычно не приносят удачи

Пришло время признаться: мы очень любим Mercedes-Benz: один из нас владеет автомобилем этой марки, другой — нет и оттого любит ее еще больше. Но последнее поколение внедорожников Mercedes-Benz — сначала ML, теперь GL — нас обескуражило. Это не совсем то (а может, совсем не то), чего мы ждали от Mercedes-Benz. Ведь в чем философия штутгартской марки — как мы себе ее усвоили за уже достаточно долгий срок управления автомобилями Mercedes-Benz? Перемещать водителя и его седоков быстро, но комфортно, ни в коем случае не напрягая, не будя в них лишних эмоций, если, конечно, они сами того не хотят.

Но в новых поколениях Mercedes-Benz ML и GL привычной мерседесовской цельности нет. Они расслабиться не дают. И будят эмоции, которых мы от Mercedes-Benz не ожидали и испытать не хотели. И ведь едет GL500 (что был на нашем тесте) хорошо — он маневренный (принимая во внимание габариты 7-местного внедорожника), приемистый, не валкий.

Но в памяти остается не это. А, например, сиденья среднего ряда в GL. Надо ли говорить, что от кресел Mercedes-Benz ожидаешь комфорта и еще раз комфорта (даже в случае со спортивными сиденьями: кресла в C-klasse AMG — абсолютно лучшие и самые удобные из всех, в каких нам доводилось сидеть). Но сиденья среднего ряда в GL полноценными назвать никак нельзя: по уровню комфорта они немногим лучше сидений третьего ряда — дополнительных по определению. И что с того, что кресла второго ряда снабжены подогревом — удобнее от этого они не становятся: плоские спинка и подушка, членовредительский подголовник, центральный подлокотник, отказывающийся становиться горизонтально... Возможно, эти сиденья сгодятся в воспитательных целях — для строптивых подростков или сварливой тещи, — но рекомендовать садиться на них по доброй воле мы никак не можем.

Хочется напомнить, что Mercedes-Benz имеет уникальный опыт выпуска фактически одного и того же автомобиля на протяжении тридцати лет. Речь идет, разумеется, о G-klasse. Риторический вопрос: куда же в таком случае торопился менеджмент знаменитой немецкой марки, когда принимал решение выпустить новое поколение GL (премьера его состоялась в 2006 году)?

Мы недаром тут вспоминаем G-klasse (по-русски “гелик”) — GL должен был заменить его. Это не вышло, фанаты G сказали компании решительное “нет”; но первые GL все-таки успели сделать идеологически похожими на “гелики”: брутальные и резкие снаружи, они могли оказаться исключительно роскошными или просто роскошными внутри. Видимо, маркетинговые специалисты Mercedes-Benz решили подальше развести как бы аналогичные автомобили, из-за чего и приняли решение, что называется, загладить GL, придать ему большую схожесть с типичными большими псевдовнедорожниками американского производства. (GL тоже выпускается в США, кстати.)

На наш взгляд, это маркетинговое решение было не слишком удачным: GL потерял своеобразие. Мы судим, конечно, с нашей, российской точки зрения, так вот, по-нашему, первый GL был удачным компромиссом между G, имеющим специфическую репутацию, и “нейтральным” ML.

Как бы то ни было, особость свою GL слегка потерял. Теперь он выглядит типичным большим люксовым внедорожником — крупные пухловатые формы кузова, визуально тяжелая “корма”, хромированный порожек (который обледенел в мартовскую непогоду и был травмоопасен), не слишком высокая посадка... В этой мощной автомобильной страте дизайнеров, кажется, и вообще не слишком жалуют, теперь еще и Mercedes свалился в общую кучу. Есть, конечно, внушительная, запоминающаяся деталь — крупный логотип на решетке радиатора, но это уж точно не мерседесовская идея.

Следуя концепции люксового внедорожника, маркетологи, разумеется, не только подправили внешний вид, но и насовали в машину по максимуму разнообразных электронных штучек: тут вам и регулировка подвески, и предупреждение об опасном сближении с соседями по дорожному движению сбоку, и устройство, не допускающее столкновения со впередитормозящими автомобилями, и система защиты от резких порывов ветра (нам ее действие почувствовать не удалось, но коллеги, которые испытывали новый GL в прошлом году в США, хвалили)... Несмотря на наличие массы ассистирующей автоматики, мы все-таки не решились — из-за скользкой мартовской дороги — попробовать GL в экстремальных условиях. Разве что один из нас нарочно, из исследовательских целей, запарковался на огромный обледеневший сугроб — и это легко сошло испытателю с рук.

Интерьер — за исключением сидений второго ряда — следует скорее похвалить: материалы выглядят дорого и лаконично: почему-то (и к счастью) внешнюю избыточность не стали распространять на отделку. Качественно работают массажеры в передних креслах, четкой и интуитивно понятной получилась система управления развлечениями.

Есть и неожиданность: левый подрулевой рычаг, на который, по мерседесовской традиции, напичканы функции обоих подрулевых рычагов других марок, всегда занимал положение в районе цифры 8 циферблата, а рычажок круиз-контроля располагался выше, в районе цифры 10. Один нас — владелец Mercedes — неоднократно высказывал недовольство таким расположением; немецкие маркетологи будто услышали его и поменяли рычаги местами.

Заметим еще, что если использовать все семь мест, в багажник почти ничего положить не удастся. Если же везти пятерых, то сзади, кажется, можно уместить слона.

Доставшаяся нам модификация называлась GL500; прежде это означало 5-литровый двигатель, теперь — всего лишь 4,6 л, зато турбированный. Разгон до 100 км в час, по мнению производителя, осуществляется менее чем за 6 секунд — охотно верим. А вот в правдивость бортового компьютера, указывающего средний расход топлива, веры меньше: дело в том, что ни разу ни на одном из этапов теста его показания не превысили 20,0 л на 100 км. У коллег до нас за 700 км пробега компьютер показал расход в 20,0 л при средней скорости 21 км/час, по окончании нашего теста высветились те же 20,0 л на 100 км при средней скорости 24 км/час. Хотя 100-литровый бак GL500 мы опустошили менее чем за 300 км пробега.