Падение продаж новых автомобилей ускорилось

Падение продаж новых автомобилей в апреле ускорилось – в нынешнем году рынок вряд ли дотянет до рекорда
Д.Гришкин/ Ведомости

В апреле в России были проданы 245 334 новые машины – на 8% меньше, чем год назад, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), а за четыре месяца 2013 г. продажи сократились на 2% по сравнению с четырьмя месяцами 2012 г. – до 862 298 шт.

После кризиса 2008 г. рынок стагнировал и снова пошел в рост только в 2010 г. Но в марте нынешнего года началось снижение продаж – на 4%. За I квартал новых автомобилей было продано примерно столько же, сколько за I квартал 2012 г.: 616 770 шт.

В последние два года апрельские продажи превосходили мартовские на 6%, приводятся в пресс-релизе слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. В этом году традиционного апрельского подъема не наблюдается: продажи превысили мартовские всего на 1300 автомобилей, или на 0,5%. Становится очевидным, что рынок вряд ли достигнет рекордных показателей первой половины 2012 г., считает Шрайбер.

Апрель прошел достаточно нестандартно, он не укладывается в уже ставшее привычным восприятие его как одного из самых успешных месяцев года, говорит директор по продажам дилерского центра Ford «Авилона» Андрей Горшков.

Первая половина прошлого года была нерыночно высокой за счет скидок и распродаж, поэтому падение на 8% выглядит вполне нормальным, объясняет руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив. Для многих падение не стало сюрпризом – оно лишь подтверждает тот факт, что реальный покупательский интерес к новым автомобилям не растет и в большей степени держался на агрессивных распродажах прошлогодних остатков в I квартале, считает Горшков. Ценообразование на вновь поступающие к дилерам автомобили уже не так привлекательно для клиентов, а заказов в конце прошлого года на модели следующего года производства (которые всегда составляли значительную часть продаж апреля) почти не было, сетует он.

Российский авторынок движется к западной модели, когда автомобили сами по себе уже не продаются и автопроизводителям и дилерам надо прикладывать усилия, для того чтобы привлечь клиентов в автоцентры, говорит главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая: нужно не только предлагать различные программы льготных покупок автомобиля, но и расширенный спектр услуг. Например, в «Рольфе» прибыль от продаж автомобилей составила 35% от всей прибыли (в прошлом году было 40%), остальное приходится на финансовые услуги, трейд-ин, бонусы и т. д., рассказывает Луковецкая.

АЕБ прогнозировала, что продажи новых автомобилей в этом году составят 2,935 млн шт. – т. е. примерно столько же, сколько в прошлом году. Но теперь АЕБ скорее всего откажется от этих цифр – обновленный прогноз ассоциация выпустит в июне, говорится в ее сообщении.

Показатели прошлого года можно сохранить за счет скидок, но это будет искусственно созданная ситуация, маржи у дилеров не будет, считает Дацкив. Скидки и распродажи, ставшие постоянным фоном, будут продолжаться, но уже не по всем брендам и дилерам, так как некоторые на этот год сделали ставку на рентабельность продаж, а не на их количество, утверждает Горшков. По мнению Дацкива, рынок и дальше будет снижаться, по году падение может составить до 7%.

Сохранить уровень прошлогодних продаж можно только за счет введения государственных программ – утилизации, субсидирования ставок по кредитам и т. д., считает Дацкив.

В Европе продажи идут не очень хорошо, поэтому производители могут перенаправить потоки в Россию, но в такой ситуации импорт лучше снизить, продолжает Дацкив. Ввоз легковых автомобилей в Россию в I квартале уже сократился на 8,7% до 208 600 шт., свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Российский автозавод Volkswagen Group в Калуге также заявил о снижении производства в этом году на 14% (подробнее см. статью на стр. 12). Но импортеры не спешат пересматривать свои планы. Audi Russia прогнозировала рост на этот год примерно на 10% и фиксирующееся увеличение продаж автомобилей Audi на 14% опережает наш оптимистичный прогноз, говорит представитель компании Алексей Кожухов.

Продажи Mercedes-Benz за четыре месяца выросли на 20%, премиум-сегмент менее чувствителен к экономическим колебаниям, это больше сказывается на массовых марках, сказал представитель «Мерседес-Бенц рус» Андрей Родионов. К тому же обновление модельного ряда Mercedes-Benz, которое проходит в этом году, подстегнет покупателей, надеется он. Появление новых моделей на рынке, даже не новых в принципе, но новых для России, может стать ощутимым толчком для роста рынка, соглашается Горшков.