«Авилон» отстоял в суде дилерство Mercedes

«Авилону», одному из крупнейших дилеров Mercedes, удалось отстоять дилерский договор с производителем. Теперь расторгнуть соглашение без объяснения причин он не может
«Мерседес-Бенц рус» взял продажу машин государственным клиентам в свои руки/ А. Махонин/ Ведомости

Арбитражный суд Москвы вчера признал незаконным расторжение «Мерседес-Бенц рус» (дистрибутор Mercedes-Benz в России) дилерского договора с ЗАО «Авилон АГ», сообщило РАПСИ. Представители сторон это подтвердили.

«Авилон»

дилер Rolls-Royce, Mercedes-Benz, BMW, Ford, Volkswagen и Hyundai. Выручка (2012 г., рейтинг «Автобизнес ревю») – 39,6 млрд руб. (без НДС). Владелец – «Нью-Йорк моторс», США. Основным владельцем группы считается Александр Варшавский.

В ноябре 2012 г. «Авилон» потребовал признать недействительным отказ «Мерседес-Бенц рус» от исполнения дилерского договора, заключенного 1 января 2007 г., и дополнительного соглашения к нему. Дилер посчитал, что «Мерседес-Бенц рус» злоупотребил своими правами, у него не было оснований для расторжения договора, сообщила пресс-служба «Авилона».

Договор «Авилона» с «Мерседес-Бенц» истекал в ноябре 2012 г., за год до этого импортер уведомил дилера о намерении расторгнуть договор, следует из материалов дела. Договор был расторгнут без объяснения причин – пункт о такой возможности есть в допсоглашении к дилерскому договору. После этого «Авилон» обратился в суд: незадолго до окончания действия договора дилер потребовал признать недействительным отказ представительства Mercedes от его исполнения. Дилер посчитал, что «Мерседес-Бенц рус» начал ущемлять его права, в частности, запретил дилеру продавать автомобили клиентам, «аффилированным с государством» (с 2011 г. Daimler продает автомобили в Московском регионе госструктурам только через собственные дилерские центры), следует из судебных документов. В результате продажи автомобилей у «Авилона» упали, а в собственной дилерской сети «Мерседес-Бенц рус» выросли, утверждает пресс-служба дилера. В 2010 г. «Авилон» продал 4758 Mercedes, а в 2012 г. – 4902 автомобиля. Общие продажи Mercedes, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за год выросли на 29% до 37 464 шт.

Вчера суд обязал компанию исключить из дилерского договора с «Авилоном» пункт о возможности расторгнуть договор без объяснения причин. В марте гендиректор «Авилона» Андрей Павлович говорил, что компания ведет переговоры о продлении договора.

«Авилон» готов продолжать сотрудничество с Daimler AG и «всегда будет стараться соответствовать требованиям и высоким стандартам работы», говорит финансовый директор дилерской группы Ирина Монахова (комментарии она передала через представителя). «Мерседес-Бенц рус» – наш ключевой и долгосрочный партнер, поэтому мы предполагаем развивать и укреплять нашу работу в дальнейшем», – добавила она. Представитель «Мерседес-Бенц рус» отказался от комментариев.

Российское представительство Daimler не заинтересовано в расторжении договора с одним из лучших дилеров, говорил «Ведомостям» в марте бывший сотрудник компании-дистрибутора, инициатива исходила из Германии. Проблемы возникли после коррупционного скандала, рассказывал ранее человек, знакомый с обстоятельствами судебного разбирательства. В 2010 г. Daimler по итогам антикоррупционного расследования в США обязалась выплатить штраф в $185 млн: американский минюст установил, что компания в 1998–2008 гг. давала взятки чиновникам из 22 стран, в том числе из России. До того как «Мерседес-Бенц рус» взял продажи связанным с государством клиентам в свои руки, крупнейшим поставщиком для них был «Авилон».

По данным РАПСИ, юристы, представляющие импортера, заявили, что к «Авилону» накопилось множество претензий, но условия соглашения позволили расторгнуть его без объяснения причин. «Авилон» старался никогда не нарушать ни одно из существовавших соглашений. Если бы компания регулярно нарушала условия договора, то сегодня в суде обсуждались бы именно эти нарушения, а не право расторгнуть договор без причины», – указывает пресс-служба дилера.

Решение суда поспособствует введению новых стандартов в отношения между импортерами и дилерами, считает Монахова. В августе 2011 г. ассоциация «Российские автодилеры» («Роад», объединяет большинство крупнейших дилеров) направила в ФАС письмо с просьбой обратить внимание на дискриминационные положения в дилерских договорах – срок действия некоторых был ограничен годом, к тому же в них была прописана возможность одностороннего расторжения. В сентябре 2012 г. ФАС подготовила рекомендации для дистрибуторов и автопроизводителей, предложив среди прочего при расторжении дилерского соглашения инициативной стороне «детально мотивировать причины в письменном виде». «Сейчас мы анализируем соблюдение рекомендаций и комментировать сможем по результатам этого анализа», – говорит начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.