«АвтоВАЗ» теряет покупателей

Продажи Lada в России в мае упали почти на 18%. «АвтоВАЗ» вынужден сократить план производства на весь 2013 г.

Продажи автомобилей Lada в России в мае упали на 17,7% до 38 025 шт. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 13,8% к апрелю), говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Это самое сильное снижение за последние три месяца (см. график). В целом за январь – май было продано 222 313 автомобилей Lada (-4,7%).

Временное снижение продаж Lada предусмотрено программой развития «АвтоВАЗа» (бизнес-планом) и обусловлено общим замедлением авторынка России, более длинными майскими праздниками и сменой модельного ряда Lada, говорится в сообщении.

В апреле президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сказал, что завод может скорректировать план продаж и производства на 2013 г. Вчера «АвтоВАЗ» подтвердил, что «корректирует производственный план, учитывая изменение структуры спроса на авторынке», для этого «уже введены новые графики работы конвейеров в апреле – июле 2013 г.».

В июне все линии автозавода работают в обычном режиме, за исключением производства Lada Priora и Lada Samara – оно будет работать четыре дня в неделю в две смены, рассказал директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. С 1 июля на второй линии главного конвейера, где выпускаются Priora и Samara, будет введен односменный режим работы. Высвободившийся персонал будет занят на других участках, включая линию B0, где выпускаются автомобили на платформе альянса Renault-Nissan. Сколько в итоге «АвтоВАЗ» произведет машин в 2013 г., Буренков не раскрыл. Ранее компания планировала выпустить примерно 700 000 машин и комплектов Lada. Прогноз продаж Буренков также не стал раскрывать. «Работать «на склад» мы не будем», – обещал он. В 2012 г. в России было продано 537 625 Lada.

Продажи Lada отражают общий спрос на автомобили в России и то, что «АвтоВАЗ» уже сейчас корректирует свой план, – плохой сигнал для всего рынка, считает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. По данным АЕБ, в 2012 г. в России было продано 2,75 млн легковых автомобилей. В 2013 г. рынок, судя по статистике продаж Lada, сократится как минимум на 5–7%, прогнозирует Дацкив. С ним соглашается аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. Продажи Lada, по его прогнозу, могут снизиться на 10–11%.

Но это не кризис, успокаивает Дацкив: просто российский рынок, судя по всему, достиг потолка. Теперь нужно убирать старые машины, развивая систему утилизации, уверен он. С 1 сентября 2012 г. в России действует утилизационный сбор, но получаемые средства на поддержку проектов по переработке машин пока не идут. Нужно как можно скорее принимать все необходимые документы, чтобы система заработала, в том числе ограничить эксплуатацию старых автомобилей, уверен Дацкив.