Продажи новых автомобилей в 2013 г. могут сократиться на 5% до 2,8 млн шт.

Продажи новых автомобилей в России в мае упали на 12%, сообщила АЕБ. Причины – долгие майские праздники

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в мае 2013 г. снизились на 12% до 226 670 шт., подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). После кризиса 2008 г. рынок стагнировал и снова пошел в рост только в 2010 г. Но в марте этого года началось снижение продаж – на 4%. За пять месяцев по сравнению с прошлым годом продажи упали на 4% до 1,09 млн шт., сообщила АЕБ.

«К сожалению, тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается», – комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: участники рынка обеспокоены и предполагают низкий спрос до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения.

Майские продажи этого года будут хуже из-за длинных праздников, говорил недавно президент «ММС рус» (импортер Mitsubishi) Такаи Наоя. Многие брали отпуск между праздниками и в салонах было значительно меньше посетителей, соглашается представитель General Motors Сергей Лепнухов. Но спрос возвращается, говорит он.

В начале года мы давали два сценария развития рынка, пока сбывается пессимистичный прогноз, отмечает главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Фактор майских праздников также нельзя сбрасывать со счетов: две недели Москва и Санкт-Петербург были вне потребительской автомобильной активности, добавляет она. Действительно, «майский отпуск» повлиял на снижение продаж, еще одна причина – снижение покупательской способности, говорит член правления ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков. Склады дилеров перегружены, производственные заказы сокращаются, утверждает директор дилерского центра Ford компании «Авилон» Дмитрий Забель. Опрошенные «Ведомостями» импортеры говорят, что изначально закладывались на снижение рынка, поэтому корректировать программы поставок не планируют. По данным Федеральной таможенной службы, за первые четыре месяца года импорт легковых автомобилей снизился на 8,3% по сравнению с январем – апрелем 2012 г. – до 297 200 шт.

По словам Лепнухова, больше всего падают продажи автомобилей среднего класса. Такое снижение спроса в массовом сегменте связано с ожиданием нового кризиса, потребители не спешат вкладывать деньги в автомобили, предполагает Забель.

Даже те программы и баснословные скидки, которые предлагают дилеры и импортеры, не могут в сложившейся экономической ситуации стимулировать продажи, утверждает Моженков. Рентабельность продаж отрицательная, дилеры работают в убыток, если это продолжится, можно ожидать банкротств, сетует он. По мнению Моженкова, по итогам года падение продаж может составить 5–10%. Прошлый год был рекордным, поэтому снижение продаж выглядит нормальным в рамках коррекции, считает Лепнухов.

Но прогнозы АЕБ неутешительны: по итогам года продажи новых автомобилей могут упасть на 5% до 2,8 млн шт. Ранее комитет АЕБ ожидал, что рынок новых автомобилей останется на уровне прошлого года – 2,95 млн шт. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть в том числе и от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста и личного потребления в частности, говорит Шрайбер.

В падении майских продаж виноваты длинные выходные, не очень высокие темпы роста зарплат и насыщенность рынка, считает аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Дело не только в том, что люди уезжали на отдых, банки также не работали, потенциальные покупатели не могли получить кредиты, объясняет он. К тому же за январь – апрель темпы роста зарплат составили около 4% к аналогичному периоду прошлого года, такая неопределенная ситуация не способствует увеличению покупательской активности, добавляет Поляков. Возможно, здесь будет эффект отложенного спроса и во втором полугодии они еще решатся на покупку, предполагает он. Также за последние 5–7 лет автопарк значительно обновился и не все готовы делать новую покупку, резюмирует Поляков.

Российский рынок далек от насыщения, он значительно отстает от европейских показателей по количеству машин на душу населения, не соглашается Лепнухов. Большая часть российского автопарка изношена и эти два фактора позволяют предположить, что рынок еще будет расти, добавляет он.