Tesla хочет продавать электромобили, минуя дилеров


Tesla Motors добивается права продавать в США свои электромобили самостоятельно, в том числе через интернет, минуя локальные дилерские центры. Гендиректор Tesla Илон Маск, ставший миллиардером благодаря участию в создании платежной системы PayPal, хочет продавать роскошные электромобили за $70 000 непосредственно потребителям, минуя франчайзинговых автомобильных дилеров, пишет The Wall Street Journal. Дилеры в нескольких штатах, например в Техасе и Виргинии, делают все, чтобы его остановить.

Последнее сражение состоялось в Северной Каролине. Контролируемый республиканцами сенат штата в прошлом месяце единогласно одобрил меру, блокирующую продажи Tesla через интернет, бывший единственным для нее способом продаж в Северной Каролине. Теперь компания устроила тест-драйвы для законодателей и наняла одного из самых влиятельных лоббистов, чтобы предотвратить аналогичные итоги голосования в палате представителей легислатуры штата.

Основное внимание в борьбе между Маском и автодилерами уделяется законодательству штатов о франшизе. Многие из этих законов появились на заре автомобильной промышленности, когда пионер индустрии Генри Форд стал обращаться к предпринимателям за помощью для продажи его Model T. Дилеры говорят, что законы, действовавшие на протяжении десятилетий и предотвращавшие прямые продажи клиентам, оправданны, потому что без них автопроизводители могут использовать свою экономическую мощь и продавать машины дешевле независимых дилеров. Прямые продажи Tesla нарушают эти законы. При этом законы о франшизе изолировали автодилеров от революции в электронной коммерции, которая ударила по другим секторам торговли - от книг до электроники.

Законы о франшизе не распространяются на Tesla, говорит Маск, компания никогда не имела франчайзинговых дилеров. Такой аргумент принес Tesla победу в суде при стычке с дилерами в Нью-Йорке и Массачусетсе. Но он плохо работает в штатах, где законодатели более чутко относятся к проблемам крупных местных работодателей и политических спонсоров.

Если Tesla преуспеет в создании собственной розничной сети, это может открыть двери для других новых компаний, например для китайских автопроизводителей, создания сетей прямых продаж, говорят юристы. Дилеры также опасаются, что автомобильные компании попытаются создать новые дочерние компании для продаж машин непосредственно потребителям (такую тактику пытались использовать General Motors и Ford в конце 90-х гг., но столкнулись с мощным сопротивлением дилеров).

Законы о франшизе отличаются от штата к штату: в большинстве производителям запрещают иметь одновременно собственных дилеров и франчайзинговых. Некоторые штаты, например Северная Каролина и Техас, требуют от производителей использовать только независимых дилеров. В других штатах, включая Северную Каролину, дилеры подталкивают законодателей к укреплению запретов на любые формы прямых продаж.

У дилеров "существенная монополия в их бизнесе и они хотят ее сохранить", говорит вице-президент Tesla по развитию бизнеса Диармайд О'Коннелл. По его словам, автодилеры и дистрибуторы алкоголя являются редкими видами бизнеса, до сих пор упорно сопротивляющимися влиянию интернета. О'Коннелл заявил, что компания рассматривает возможность повлиять на федеральное законодательство.

Юристы считают шансы повлиять на законы страны слабыми. «Трудно представить, какие юридические доводы сможет привести Tesla федеральному судье, чтобы опротестовать законы штатов и особенно аналогичный федеральный закон, защищающий дилеров», – считает юрист Bodman PLC Томас Таллерико.

Маск отказался от комментариев. Но недавно на ежегодном собрании акционеров он резко критиковал дилеров, называя лоббирование ими законов, ограничивающих продажи Tesla, «извращением демократии". "Думаю, клиенты готовы устроить восстание по этому поводу", - говорил он.

«Система работает в течение длительного времени, мы только хотим, чтобы Tesla играла по тем же правилам", - говорят представители дилеров.

Производителю электромобилей еще предстоит немало сражений, считает WSJ. Tesla победила в Миннесоте, где были заблокированы ее продажи, но в Виргинии департамент транспорта до сих пор отказывается выдавать компании разрешение на работу ее фирменного магазина.