Чиновников пересадят на машины из Таможенного союза

Правительство может обязать чиновников покупать только машины, произведенные в России, Белоруссии и Казахстане, и это не будет противоречить правилам ВТО
Д.Абрамов/ Ведомости

Правительство может запретить госзакупки автомобилей и спецтехники, произведенных за пределами Таможенного союза (ТС) - России, Белоруссии и Казахстана. Проект постановления подготовлен Минпромторгом и опубликован на едином портале раскрытия информации о разработке законов федеральными органами исполнительной власти.

Минпромторг предлагает внести изменения в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», запретив размещать заявки на покупку машин, выпущенных за пределами ТС. Запрет должен распространяться на легковые и грузовые автомобили, дорожные тягачи, автобусы, троллейбусы и специальные автомобили и может вступить в силу с 1 января 2014 г.

Страной происхождения будут считаться страны ТС, если «товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) на их территории в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза", - говорится в проекте документа.

В последнее время появилось несколько инициатив по ограничению автотехники для госнужд, в основном касающиеся ее стоимости. Недавно инициатива Алексея Навального ограничить закупки автомобилей для госкомпаний и госорганов ценой в 1,5 млн руб. набрала 100 000 голосов на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ). Это предложение рассмотрела экспертная группа и решила, что законом установить такие требования нельзя. При этом министр по делам открытого правительства Михаил Абызов разъяснил «Ведомостям», что стоимость закупаемых автомобилей должна регулироваться актами правительства и ведомств. Он говорил, что правительству предложат ограничить стоимость подзаконными актами. По одному из предложений автомобили для чиновников среднего уровня не должны быть дороже 750 000-800 000 руб., а для высокопоставленных - не дороже 1-1,1 млн руб., говорил Абызов.

Ранее Минпромторг неоднократно называл предлагаемые ограничения на закупки автомобилей средством защиты российских производителей автомобильной техники в условиях членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), передает «Интерфакс». "Она позволяет установить гарантированный для российских предприятий рынок сбыта техники, что является, в свою очередь, средством защиты отечественного производителя и внутренней российской конкуренции", - отмечали в министерстве (цитата по «Интерфаксу»). В ведомстве ссылаются на международный опыт - почти все ведущие экономики мира, имеющие собственное производство соответствующих товаров, прибегают к этому инструменту (в частности, США, Германия, Япония, Китай).

В начале июня Евросоюз направил в орган ВТО по разрешению споров иск к России из-за неравных условий уплаты утилизационного сбора для российских производителей и импортеров автомобилей. Познее к жалобе присоединились страны-экспортеры автомобилей - Китай, США, Турция, Украина и Япония. В правительстве считают, что предлагаемый механизм станет легитимным с точки зрения ВТО, поскольку правила организации не регулируют деятельность государства в области госзакупок. Существующее в данной сфере международное соглашение, ограничивающее возможности государства в указанной сфере, является свободным для присоединения, а Россия при присоединении к ВТО данной возможностью не воспользовалась.