Электромобили сводят с ума водителей автобусов в Осло

Правительство Норвегии стимулирует покупку электрических транспортных средств, но работники городского транспорта недовольны машинами на автобусных полосах
Jason Alden / Bloomberg

Рост парка электромобилей может сократить вредные выбросы для богатой нефтью Норвегии. Но при этом машины на электротяге неожиданно стали головной болью для одних из самых важных людей в больших городах - водителей городских автобусов.

В столице страны Осло продажи электромобилей раздуваются как шар оттого, что состоятельные норвежцы охотно используют щедрые бонусы от государства на покупку машин, работающих от аккумуляторов. Стимулы включают в себя ряд налоговых льгот, бесплатные зарядные станции на муниципальных стоянках и освобождение от некоторых сборов.

Но самым большим вознаграждением может считаться беспрепятственный доступ электромобилям на автобусные полосы. В часы пик движение в Осло может быть очень сложным, и горожане все чаще выбирают Tesla Model S, Nissan Leaf или Peugeot iOn, чтобы двигаться быстро, не платя при этом штрафы.

Это хорошо для окружающей среды, но плохо для водителей автобусов, которые пытаются соблюдать расписание движения.

"Электромобили нужно убрать с автобусных полос», - говорит водитель одного из красных городских автобусов Эрик Хогстад. Его глаза мечутся между дорогой впереди, зеркалами заднего вида и маленьким экраном с расписанием маршрута. Его автобус слишком часто опаздывает, и он знает почему.

"Знаю, что вы расстроены опозданием автобуса, - говорит Хогстад по селекторной связи. - Снова прошу прощения, но существуют обстоятельства, которые от меня не зависят". Он делает паузу, указывая на электромобили, снующие по полосе впереди автобуса.

"Слишком много электромобилей"

В салоне автобуса рассержены не только спешащие на работу граждане или родители, желающие вовремя привезти своих детей в школу. В какой-то момент на водителя набрасывается пожилая женщина - он опаздывает на несколько минут, и она может пропустить пересадку. "Сейчас я опоздаю на поезд, вы знаете?!" - ругается она.

В нормальных обстоятельствах водитель автобуса представляет себя кротким малым, его настроение навеяно не по сезону теплой весной. Он предпочитает использовать микрофон для приветствий пассажиров, будто проводя наглядную демонстрацию многочисленных опросов и исследований, свидетельствующих, что Норвегия является одним из самых счастливых мест на Земле.

По состоянию на апрель около 27 500 электромобилей ездили по дорогам этой страны в с пятимиллионным населением, составляя около 10% продаж новых автомобилей. Большая часть электрокаров находится в регионе Большого Осло. В марте седан Tesla установил рекорд продаж в Норвегии как самый продаваемый автомобиль месяца.

Для Tesla эта небольшая скандинавская страна является крупнейшим рынком в мире после США. Другие автопроизводители, включая Nissan Motor, в течение многих лет рассматривали Норвегию ключевым рынком. Volkswagen AG сейчас начинает здесь продажи электрической версии популярного Golf, что только показывает большие аппетиты компании.

Норвегия на самом деле давно завела любовную интрижку с электромобилями. Крошечный автомобиль Buddy, созданный в 1990-х, который весит около 900 фунтов (336 кг) без батареи, все еще можно увидеть курсирующим по улицам Осло.

Хаос на автобусных полосах лишает блеска тенденцию, которая, не происходи этого, была бы предметом гордости для этой богатой нефтью страны. Это же превращает в боксерские груши людей вроде Фредерика Хауге, который возглавляет неправительственную организацию Bellona, известную борьбой с изменением климата и агрессивно выступающую за преференции электромобилям.

В последнее время Хауге прямо за рулем своей Tesla наскоро отвечает на поток электронных писем с жалобами на проблемы с автобусными полосами, люди просят его вмешаться. Понимая полемику, он заявляет, что "за автобусами должен оставаться наибольший приоритет", и настаивает на том, что "по вопросу пока собрано недостаточно данных".

Сейчас городские и прочие организации не хотят вступать в дискуссию о том, что делать. Никаких решений пока не принято, и Хауге утверждает, что до введения запрета выезда электромобилям на автобусные полосы следует искать менее драматические подходы.

Но владельцы электромобилей чувствуют грядущие перемены.

"Когда что-то звучит чересчур красиво, чтобы быть правдой, так оно и есть, - рассуждает Эрлинг Кагге, проезжая по Осло за рулем своего Tesla накануне того утра, когда Хогстад критикует подобных водителей по пути своего маршрута. - С другой стороны, как только электромобили вернутся на полосы для обычных автомобилей, хуже станет всем", - считает Кагге.

Даже если специальные полосы для него будут закрыты, Кагге - полярный исследователь и издатель - надеется, что другие стимулы (например, освобождение от 25% норвежского налога с продаж и изнурительных выплат за автомобильные выбросы) останутся.

Взвешивая, как действовать дальше, политики должны сделать непростой выбор. Мэр Осло Фабиан Стан хвастался, что его город является "столицей электромобилей", и сам иногда ездит по городу на электрическом велосипеде.

"Вы можете называть Осло котлом с пробками и для нас это большая проблема", - сказал он на недавнем параде перед неуклюжими зданиями с офисами муниципальных служб. В конечном счете он заявил "мы хотим снизить загрязнения" и, так как люди должны ездить на работу в любом случае, город должен сделать все возможное, чтобы пересадить людей в электрические транспортные средства.

Если рассматривать полярника Кагге как образец, увеличение числа таких серьезных электромобилей, как молниеносный Tesla, способный пройти более 250 миль (402 км) на одном заряде, уменьшает необходимость различных льгот.

"Надо смотреть правде в глаза - мы не покупаем Tesla, чтобы выглядеть хорошими, - говорит он. - Раз это так дешево и выглядит так хорошо, ну, конечно, тогда мы хотим Tesla».

Перевел Геннадий Анисимов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать