Китайский автоконцерн Lifan изучает возможность наладить производство в Подмосковье и в Липецкой области

Lifan, самый продаваемый в России китайский автомобильный бренд, изучает возможность выпускать автомобили в Московской и Липецкой областях
Пока что китайская компания поставляет в Россию машинокомплекты для сборки/ Eduard Korniyenko/ REUTERS

Китайский автоконцерн Lifan изучает возможность наладить производство в Подмосковье, рассказали «Ведомостям» люди, близкие к областному правительству и автозаводу «Дервейс», где сейчас по контрактной схеме собирают автомобили этой марки. Переговоры с Lifan ведутся, подтвердил министр инноваций и инвестиций Московской области Денис Буцаев: «Мы крайне заинтересованы в приходе этой компании».

По словам человека, близкого к правительству Подмосковья, китайской компании на выбор предлагается более пяти площадок, включая особую экономическую зону (ОЭЗ) «Дубна». Представитель Lifan не стал это комментировать, но напомнил, что у Lifan есть стратегический партнер в России - «Дервейс», с которым продолжается сотрудничество.

Lifan уже несколько лет выбирает площадку в России, напоминают собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, китайская компания рассматривает и еще один регион - Липецкую область.

Делегация Lifan приезжала уже дважды в этом году в регион, подтвердил человек, близкий к ОЭЗ «Липецк», китайская компания намеревается на первом этапе выпускать по нескольку десятков тысяч машин в год с возможностью увеличения производства до более чем 100 000 штук. Китайцам требуется около 50 га земли, знает он. Инвестиции - примерно $200 млн, но до подачи заявки дело пока не дошло. По информации человека, близкого к ОЭЗ «Липецк», Lifan до конца лета или выберет площадку в России, или продолжит изучать варианты размещения производства. Решение, возможно, будет принято в сентябре, говорит и человек, близкий к правительству Московской области.

Среди стандартных льгот ОЭЗ - налоговые каникулы на несколько лет и режим свободной таможенной зоны, который мог бы заинтересовать Lifan: у китайцев нет соглашения о промышленной сборке, замечает один из собеседников «Ведомостей». Резидент ОЭЗ ввозит материалы и компоненты для производства беспошлинно, а при вывозе с территории ОЭЗ готовой продукции платит таможенную пошлину, которая ниже, чем при импорте машины, поясняет партнер King & Spal­ding Илья Рачков.

Вряд ли в ближайшей перспективе компания примет решение о начале собственного производства в России, считает человек, близкий к «Дервейсу»: продажи Lifan пока невелики, пока выгоднее производить здесь машины по контракту.

В 2013 г. «Дервейс», по данным «АСМ-холдинга», выпустил 20 349 автомобилей Lifan, за пять месяцев 2014 г. - 5904. «Дервейс» выпускает автомобили и других китайских марок: Geely, Brilliance и др. По оценке Ассоциации европейского бизнеса, в 2013 г. в России продано 27 467 автомобилей Lifan (на 34% больше, чем в 2012 г.), в первом полугодии 2014 г. - 10 150 (-12%).

Собственное производство в России поможет Lifan снизить издержки и увеличить продажи, а оптимальная мощность завода (если он будет полного цикла) - более 100 000 автомобилей в год, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Обеспечить такие продажи будет сложно, предупреждает он: российский авторынок сокращается (по итогам года, по прогнозу АЕБ, сократится на 12% до 2,45 млн), а мощности существующих автозаводов растут. Плюс усиливается конкуренция с другими китайскими брендами: Great Wall хочет строить завод в Тульской области мощностью 150 000 машин в год (ранее у компании был проект крупноузловой мелкосерийной сборки в Московской области), ожидается рост импорта Geely из Белоруссии, говорит Беспалов.