Правительство передумало проводить конкурс на разработку системы сбора платы с тяжелых грузовиков

Правительство передумало проводить конкурс на разработку системы сбора платы с тяжелых грузовиков. Проект без всякого конкурса может достаться «Ростеху»

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об отмене конкурса за право создать и обслуживать систему взимания платы с тяжелых грузовиков (массой свыше 12 т). Документ опубликован на официальном портале правовой информации pravo.gov.ru.

Теперь Росавтодор должен уведомить трех участников несостоявшегося конкурса об отмене (см. врез), вернуть им документацию с их конкурсными предложениями и задаток, следует из приказа, опубликованного на сайте ведомства. Представитель «Оптимы» говорит, что пока официальное уведомление не поступало. Представитель «ВТБ капитала» от комментариев отказался. Представитель НИС на запрос не ответил.

Система взимания платы должна заработать на всех федеральных трассах (их около 50 000 км) с ноября 2015 г. Правительство планировало привлечь для создания и обслуживания системы инвестора, в апреле прошлого года было подписано распоряжение о заключении концессионного соглашения. Конкурс был объявлен в августе прошлого года, обязательным условием участия, согласно конкурсной документации, был опыт создания и эксплуатации аналогичной системы - т. е. в консорциумах обязательно должны были быть иностранные компании, работавшие с такими системами за рубежом.

Но в декабре госкорпорация «Ростех» предложила отказаться от использования иностранного опыта, отменить конкурс и поручить ей создать систему исключительно на базе российских комплектующих и программного обеспечения, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники, курирующие инфраструктуру, и сотрудник одной из компаний-претендентов. В июле правительство решило согласиться с «Ростехом». Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и Росавтодору подготовить распоряжения об отмене конкурса и о назначении единственным концессионером «Ростеха» (копия протокола совещания есть у «Ведомостей»). Участие иностранных компаний в проекте угрожало бы национальной безопасности, объяснял мотивы правительства федеральный чиновник: информация о передвижении грузов, в том числе специального назначения, не должна обрабатываться и храниться за границей, а решение использовать иностранные технологии было «ошибочным».

Возможно, участники конкурса попробуют оспорить отмену или потребовать компенсацию своих затрат, признавали чиновники, курирующие проект. Но шансов у них нет, уверяли собеседники «Ведомостей». Представители консорциумов это не комментируют.

Распоряжение о назначении единственного концессионера пока не подписано, но Минтранс уже внес документ в правительство, говорят три федеральных чиновника. Представитель Минтранса отказался от комментариев. Представитель Дворковича на вопрос «Ведомостей» не ответила. Изначально предполагалось, что соглашение с «Ростехом» может быть заключено принципиально на тех же условиях, что и предлагались на конкурсе, рассказывал человек, видевший проект документа. Это означает, что контракт с «Ростехом» может быть заключен на 13 лет с возможностью продления, сначала «Ростех» должен будет сам вложить в создание системы (производство бортовых устройств, разработку программного обеспечения, установку рамок). Росавтодор оценивал стоимость создания системы в 25,6 млрд руб.; «Ростех» обещает сделать дешевле, следует из протокола. Госкорпорация заявила, что готова оптимизировать технологические решения, а также частично объединить систему взимания платы с грузовиков с уже созданной системой инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ, а это позволит сэкономить до 30%. Иначе говоря, стоимость системы может снизиться до 17,9 млрд руб. Подготовить систему нужно к 15 ноября 2015 г. - с этого момента вступает в силу закон о взимании платы с тяжелых фур.

«Ростех» должен будет перечислять собранные средства (тариф - 3,7 руб./км, прогноз сборов - 50 млрд руб. в год) в федеральный дорожный фонд, а взамен будет получать от государства регулярные платежи, которые позволят возместить капзатраты и покрыть расходы на эксплуатацию системы. Согласно предыдущей конкурсной документации размер платежа составлял 11,17 млрд руб. (по итогам конкурса он должен был снизиться). «Ростех» сообщил, что готов получать по крайней мере на 5% меньше, т. е. не более 10,6 млрд руб. в год, следует из протокола. Получается, что бюджет просто оплатит систему в рассрочку, признает федеральный чиновник. Но в итоге поступления в казну все равно вырастут, напоминает он: Минфин уже рассчитывает на эти деньги как один из источников финансирования госпрограммы развития транспортной системы.