Субсидии на компенсацию затрат по перевозке автомобилей с Дальнего Востока в центральные регионы страны сократятся вдвое

Субсидирование государством перевозок автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, в 2017 г. сократится вдвое
С.Портер/ Ведомости

В 2017 г. из федерального бюджета на компенсацию расходов по перевозке выпущенных на Дальнем Востоке автомобилей может быть выделено 1,5 млрд руб. - вдвое меньше, чем в 2015 и 2016 гг. Это следует из проекта бюджета, подготовленного правительством (сегодня, как ожидается, законопроект будет внесен в Госдуму).

На Дальнем Востоке совместные предприятия «Соллерса» выпускают легковые автомобили Mazda, SsangYong и Toyota Land Cruiser Prado. В 2014 г. здесь планируется выпустить 77 000 шт. (+13% к 2013 г.), говорил ранее представитель «Соллерса». В 2013 г. при поддержке государства с Дальнего Востока в центральные регионы России было перевезено 64 340 автомобилей, общий размер субсидий составил 4,9 млрд руб. Прогноз на 2014 г., по данным Минпромторга, - около 40 000 шт. (3,02 млрд руб.).

Проекты по выпуску автомобилей на Дальнем Востоке активно развиваются, у компаний есть планы увеличения локализации, в связи с чем господдержка будет поэтапно сокращаться, объясняет директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Представитель «Соллерса» сказал, что размер субсидий, обозначенный в проекте бюджета, предложила сама компания. Бизнес-план выполняется с опережением, пояснил он предполагаемое снижение субсидий, но детали не раскрыл.

Самый крупный автомобилестроительный проект на Дальнем Востоке - СП «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус», которое начало работать осенью 2012 г.: в организацию производства полного цикла мощностью около 100 000 автомобилей в год (помимо Mazda предприятие по контрактной схеме выпускает SsangYong) планируется инвестировать примерно 10 млрд руб. По данным АЕБ, в январе - августе продажи автомобилей Mazda в России выросли на 15% до 31 249 шт., SsangYong - упали на 31% до 15 487 шт. Весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей за этот период сократился на 12,1% до 1,58 млн шт.

Спрос на автомобили на Дальнем Востоке невелик (см. график) и вряд ли сильно увеличится к 2017 г., поэтому часть машин, выпускаемых «Соллерсом» и его партнерами, можно отправлять в регионы Сибири, а часть - продолжать перевозить в центральные регионы России, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Это накладно, но к 2017 г. рентабельность проектов вырастет за счет локализации (окраска, возможный запуск совместного с Mazda производства моторов мощностью более 50 000 шт. в год и проч.) и льгот особой экономической зоны во Владивостоке, резидентами которой будут в том числе и новые партнерские проекты «Соллерса», перечисляет он.

Изначально было оговорено, что проекты по выпуску автомобилей на Дальнем Востоке будут поддерживаться ограниченное время, напоминает Морозов. Но когда завершится субсидирование перевозок машин - еще не решено, вопрос обсуждается, добавляет он.