Горьковский автозавод из-за падения рынка сокращает производство

Выпуск автомобилей на ГАЗе по заказам Daimler и GM на полгода переведен в режим неполной недели. Виноват рынок, объясняет немецкий автоконцерн
А.Белоусов

Горьковский автозавод (ГАЗ) переведет с 13 октября по 12 апреля 2015 г. в режим неполной, четырехдневной, рабочей недели производство автомобилей для Daimler и с 14 ноября до 13 мая 2015 г. - автомобилей для GM, сообщил «Интерфакс» и подтвердил представитель управления государственной службы занятости населения Нижегородской области. Для этих автоконцернов ГАЗ по контрактной схеме выпускает легкие коммерческие автомобили (LCV) Mercedes-Benz Sprinter Classic, а также легковой Chevrolet Aveo. Сколько на ГАЗе производится этих машин, не раскрывается. В 2014 г. общий контрактный выпуск автомобилей на ГАЗе может составить 125 000-150 000 шт. (половина общего производства на заводе), говорил в 2013 г. тогдашний президент группы ГАЗ Бу Андерссон. Выделенная мощность для GM - 30 000 шт. в год, для Daimler - 25 000 шт.

Представитель Daimler подтвердил переход на четырехдневный режим. Причина - в сокращающемся рынке, объяснил он: «Это совместное с группой ГАЗ решение. Мы надеемся, что данная мера будет краткосрочной». Рынок LCV в России в январе - августе сократился почти на 30% до 75 300 шт., по итогам года упадет на 15-20%, по оценке «Автостата». Представитель GM на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель группы ГАЗ лишь сказал, что выпуск собственной продукции ГАЗа (в основном это LCV «Газель») ведется в обычном, пятидневном, режиме. Ранее группа ГАЗ сообщала, что до конца 2014 г. на четырехдневный режим работы переведена часть сотрудников управляющей компании и газовских руководителей, специалистов и служащих. Экономия не раскрывается.

Сокращение заказов от GM закономерно, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: российские продажи группы падают (в январе - сентябре 2014 г. - на 26,7% до 138 404 шт., по данным АЕБ) на фоне общего сокращения рынка (минус 13%). Поэтому автоконцерн корректирует производственную программу на собственном заводе в Санкт-Петербурге и на СП «Джи Эм - АвтоВАЗ». А вот продажи LCV Mercedes-Benz в январе - сентябре в России растут: по итогам девяти месяцев - на 64% до 5617 шт., по данным АЕБ. На долю Sprinter Classic приходится более 50% этих продаж, сказал представитель Daimler. Для сравнения: продажи LCV ГАЗа в январе - сентябре упали на 21% до 48 180 шт., по данным АЕБ.

Наблюдаемый резкий рост продаж LCV Mercedes-Benz прежде всего связан с эффектом низкой базы - выпуск Sprinter Classic на ГАЗе начался летом 2013 г., говорит Беспалов. В этом году на фоне падения рынка компания, видимо, нащупала потолок спроса на Sprinter Classic и, чтобы не допустить его перепроизводства, скорректировала заказы для ГАЗа, думает эксперт. Сколько ГАЗ потеряет от снижения заказа, партнеры не раскрывают. По мнению Беспалова, они как минимум покроют постоянные затраты на выделенную на ГАЗе мощность. Это распространенный подход при контрактной сборке, объясняет он.

Помимо моделей Daimler и GM на ГАЗе по контрактной схеме выпускаются легковые автомобили Volkswagen (Skoda Octavia, Skoda Yeti и Volkswagen Jetta). У группы тоже падают продажи в России (минус 13,4%, по данным АЕБ). Но, по словам ее представителя, производство Skoda и Volkswagen на ГАЗе идет в обычном, пятидневном, режиме, изменения не планируются.