«АвтоВАЗ» не подготовился к росту спроса на Lada Granta по программе утилизации

Больше половины проданных «АвтоВАЗом» по программе утилизации автомобилей пришлось на Lada Granta. На модель возникли очереди, а ее сборку пришлось останавливать на несколько дней
А.Махонин/ Ведомости

У дилеров «АвтоВАЗа» из-за популярности программы утилизации автомобилей возник дефицит Lada Granta, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух автоторговых компаний. Не хватает Granta в основных, самых ходовых комплектациях - если их заказать сейчас, то придется подождать примерно месяц, говорят они. «Granta - самый продаваемый автомобиль в России, но дефицита модели не было, пожалуй, со времен предыдущей программы утилизации», - подчеркивает один из дилеров.

В 2010-2011 гг., когда в России действовала госпрограмма утилизации автомобилей (скидка на покупку новой машины в обмен на сдачу старой в утиль), на автомобили Lada пришлось 80% продаж. Лидирует «АвтоВАЗ» и сейчас: с 1 сентября по 19 октября 2014 г. по всем программам утилизации, объявленным автопроизводителями при поддержке правительства (оно выделит субсидии), было продано 70 354 машины. На Lada пришлось 53,8%, гласят данные Минпромторга. Снижение доли «АвтоВАЗа» логично, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: в этот раз помимо схемы получения скидки при утилизации используется trade-in, а покупателями могут быть не только физические, но и юридические лица. Это поддержало продажи более дорогих моделей. К тому же появилась возможность продажи по программе утилизации автобусов и грузовиков, добавляет он.

Среди моделей «АвтоВАЗа» самой востребованной стала Lada Granta. На нее пришлось около 53% от общего числа автомобилей, проданных по программе утилизации, говорит представитель компании. Это не случайно. Granta - самая дешевая модель в линейке предприятия. Цены на автомобиль начинаются от 289 000 руб., тогда как Largus, Priora, Kalina и 4х4 стоят дороже - от 398 000 (пятиместный пассажирский вариант), 375 400, 331 300 и 364 500 руб. соответственно.

21 октября «АвтоВАЗ» сообщил, что из-за высокого спроса на программу утилизации досрочно приостановил прием новых заявок. А двумя днями позже - о приостановке производства на линии Granta / Kalina. Завод объяснил это тем, что некоторые поставщики не выдержали график поставок. Один из сотрудников «АвтоВАЗа» рассказал, что проблемы возникли в поставках некоторых компонентов примерно от десятка заводов.

Чтобы устранить возникший дефицит Granta, автозавод увеличил заказ на компоненты, но не все поставщики смогли оперативно это сделать, поскольку ориентировались на ранее утвержденный «АвтоВАЗом» производственный график, пояснили «Ведомостям» один из дилеров и человек, слышавший это от нескольких вазовских производителей комплектующих. «Чтобы подстроиться под возросшие запросы автозавода, нужно договориться, в свою очередь, со своими поставщиками. На это нужно как минимум несколько дней, а по некоторым компонентам - вплоть до месяца», - добавляет второй собеседник «Ведомостей». Вчера «АвтоВАЗ» сообщил, что планирует возобновить производство на линии Lada Kalina / Lada Granta «в течение суток».

«Программа утилизации «АвтоВАЗа» имела скачкообразный всплеск спроса», - объясняет представитель компании. Он говорит, что уже внесены соответствующие корректировки в производственные планы на ноябрь и декабрь. Подробности он раскрывать не стал.

В условиях падения рынка и оптимизации оборотного капитала «АвтоВАЗ», видимо, не хотел создавать избыточные складские запасы комплектующих, а быстро нарастить их поставки оказалось сложно, говорит Беспалов. Спланировать объемы поставок компонентов мешает отсутствие ясности в вопросе продления программы утилизации - чиновники пока изучают такую возможность, добавляет он.

Пока дефицит на Lada Granta не устранен, дилеры стараются извлечь из ситуации выгоду, например мотивируя клиентов покупать имеющиеся комплектации Granta и более дорогие модели Lada. Это поддержит доходы дилеров и самого «АвтоВАЗа», поскольку рентабельность продаж таких машин выше, комментируют Беспалов и гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Беспалов прогнозирует, что по итогам 2014 г. выручка «АвтоВАЗа» вырастет на 18% до 209 млрд руб., чистый убыток сократится на 14% до 6,6 млрд руб., а продажи Lada в России упадут на 10% до 409 000 автомобилей.