Российские автопроизводители получат от государства субсидии на компенсацию части процентных ставок по кредитам

Правительство выделит субсидии для компенсации части процентной ставки по кредитам, привлеченным автопроизводителями в том числе в 2014 г.
Д.Абрамов/ Ведомости

Правительство распространило на 2014 г. госпрограмму субсидирования части процентной ставки (не более 0,9 ставки рефинансирования ЦБ, которая сейчас составляет 8,25%. - «Ведомости») по кредитам и облигационным займам, привлеченным российскими автопроизводителями для реализации инвестпроектов. Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 25 октября, было опубликовано вчера. Проработать этот вопрос правительству в августе поручил президент Владимир Путин. Ранее госпрограмма охватывала кредиты, полученные в 2009-2013 гг. Ее расширение поддержит российских автопроизводителей, планирующих в 2014 г. привлечь до 73 млрд руб. кредитных средств в рамках своих инвестпрограмм, говорится в пояснительной записке. В 2014 г. на субсидии процентных ставок в федеральном бюджете предусмотрено 5,3 млрд руб., в 2015 г. - 6,9 млрд руб., в 2016 г. - 5,2 млрд руб., в 2017 г. - 4,7 млрд руб.

Сейчас ставки по кредитам для автопроизводителей составляют 13,5-15% годовых, а средняя рентабельность машиностроителей - 8-10%, в итоге у заводов возникают проблемы с обслуживанием кредитов, писал в конце сентября Путину президент группы ГАЗ Вадим Сорокин (его письмо цитировал «Интерфакс»). «АвтоВАЗ» и группа ГАЗ ранее сообщали, что нарушили ковенанты по ряду кредитов, но им удалось договориться с банками о том, чтобы они не требовали досрочного погашения. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, на конец первого полугодия 2014 г. чистый долг группы ГАЗ составлял 60,36 млрд руб. (или 5,5 EBITDA), «АвтоВАЗа» - 50,6 млрд руб. (20), «Камаза» - 11,9 млрд руб. (2,5), «Соллерса» - 6,3 млрд руб. (1,3). Ситуацию усугубляет падение российского автомобильного рынка: в январе - сентябре 2014 г. продажи легковых автомобилей в стране упали на 11,9%, грузовиков - на 14,7%, LCV - на 29,9%, автобусов - на 32,1%, гласят данные Минпромторга.

Механизм субсидирования государством процентных ставок очень действенный, поскольку удешевляет привлеченные средства, и благодаря Минпромторгу и Минфину «он идеально работает», говорит директор «Камаза» по взаимодействию с органами госвласти Михаил Матасов. «Это эффективная мера, которая оказывает существенную поддержку развивающимся предприятиям. Ford Sollers продолжает модернизацию своих производственных площадок и рассчитывает, что субсидии также простимулируют бизнес и производства поставщиков автокомпонентов», - подчеркивает представитель компании. Программа востребована, ею пользуются все крупнейшие автопроизводители плюс подтягиваются небольшие компании, включая иностранные, говорит сотрудник одного из автозаводов. Правда, текущая ситуация на рынке подталкивает компании к поиску кредитов для рефинансирования текущей задолженности, но в этом случае рассчитывать на субсидирование государством процентных ставок не приходится, сожалеет он.

В то же время у автопроизводителей есть и другой механизм получения дешевых денег - привлечение кредитов под госгарантии. На такие займы, полученные после 2010 г., субсидирование не распространяется, потому что ставки по ним и так невелики. Так, группа «Камаз» собирается привлечь с помощью госгарантий кредит у ВТБ в размере 1,6 млрд руб. под 9,75% годовых. А в ближайшей перспективе компания хочет разместить под госгарантии облигации на общую сумму 35 млрд руб.