Mercedes-Benz и Land Rover лидируют в России по оценкам владельцами своих машин


Рейтинг автомобильных брендов по NPS в России. Источник: АА "Автостат"

Бренды Mercedes-Benz и Land Rover с существенным отрывом лидируют в России по лояльности своих покупателей, выяснил "Автостат". Аутсайдерами рынка являются марки Lada и Daewoo, которые владельцы не хотят рекомендовать свои знакомым.

Аналитическое агентство впервые рассчитало индекс потребительской лояльности (NPS). Показатель определялся для оценки удовлетворенности владельцев машин своим автомобилем и дилером марки. При исследовании опрошено около 2000 респондентов, не менее 50 анкет по каждой марке автомобилей, были учтены квоты, соответствующие региональной структуре продаж. Автовладельцы отвечали на вопрос «какова вероятность, что вы порекомендуете марку нынешнего автомобиля своим друзьям, коллегам, знакомым?». В зависимости от оценки в баллах респондент был отнесен к одной из категорий потребителей - «критикам», «нейтралам» или «промоутерам». Показатель NPS рассчитывался как разница между процентным соотношением «промоутеров» и «критиков», нейтральные оценки не учитывались.

Кроме Mercedes-Benz (NPS - 70%) и Land Rover (68%) в десятку лучших, по мнению своих владельцев, марок вошли массовые бренды Kia (62%) и Skoda (57%). При этом родственные бренды Hyundai и Volkswagen оценены ниже - 42 и 56% соответственно. Третье место занял BMW (62%). Четыре места в тoп-10 - у японцев: Mazda (61%), Subaru (60%), Lexus (57%) и Toyota (56%). Шведская Volvo (60%) заняла седьмую строчку рейтинга.

Lada (5%) и Daewoo (8%) показали результат хуже нескольких китайских марок, среди которых лучший результат у Great Wall (38%).

Прямой зависимости между индексом NPS и динамикой продаж марок на российском рынке нет, но бренды с растущими продажами в основном сосредоточены в верхней части рейтинга лояльности клиентов (см. таблицу).

В начале года "Автостат" опрашивал автовладельцев о планах следующей покупки автомобиля. Среди респондентов, собиравшихся купить модель того же производителя, наибольшую приверженность марке продемонстрировали владельцы автомобилей марки Volkswagen (58% собирались купить машину такой же марки), и Toyota (56%). Также более половины владельцев Skoda и Volvo собираются обновить автомобиль, не меняя бренда. Самый низкий процент приверженности марке (от 16 до 11%) показали владельцы Lada, китайских марок, Daewoo, а также Peugeot и Citroen.