АЕБ сообщила о "небывалом спросе" на автомобили в России

Продажи легковых автомобилей в ноябре выросли на 8,5% по сравнению с октябрем и почти вернулись на уровень прошлого года
Евгений Разумный / Ведомости

В ноябре продано 229 439 новых автомобилей - на 8,5% больше, чем в октябре, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это позволило остановить длившееся весь год падение рынка: результат оказался всего на 1,1% хуже, чем в ноябре 2013 г. С начала года, по данным АЕБ, продано 2,2 млн автомобилей - на 11,6% меньше, чем годом ранее.

"В необычных условиях случаются неожиданные вещи", - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера: в течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году.

Гендиректор "Рольфа" Татьяна Луковецкая называет результат "прорывным": прошедший месяц стал "лучшим ноябрем за всю историю российского авторитейла". Помогла программа утилизации, но "первую скрипку в этом ажиотажном спросе сыграло желание клиентов захеджировать свои риски в рублях перед предстоящим массовым подорожанием автомобилей", - объясняет она.

Аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов также связывает улучшение ситуации на автомобильном рынке с программой утилизации и резким обесцениванием рубля: люди бросились покупать иномарки перед неизбежным повышением цен.

С 1 декабря цены подняли Mercedes-Benz, Volkswagen, Chery, BMW и Ford, Land Rover подорожал в ноябре. Вчера о росте цен на 2-3% сообщил Nissan. Люди, имеющие какие-либо накопления, сначала с замиранием сердца смотрели на то, что происходит, сейчас, потеряв веру в стабилизацию курса на прежнем уровне, стараются максимально монетизировать накопления, говорит управляющий директор новосибирской компании "СЛК-моторс" (дилер Toyota, Lexus) Илья Суставов.

За октябрь и ноябрь дилерам удалось распродать все запасы, и на некоторые ходовые марки даже есть дефицит, рассказывает старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. "Люди спешат в автосалоны, но в отличие от обычной предновогодней практики никто сегодня не говорит ни о каком дисконте, скидках или подарках, покупателей интересует - есть ли автомобиль в наличии и когда ближайшие поставки", - подтверждает Суставов.

"Мы распродали даже те модели, которые не надеялись продать до весны 2015 г.", - сказал гендиректор "Атланат-М Лахта" (Opel, Chevrolet, Hummer, Saab) Евгений Пекарский. Сейчас свободных машин в автоцентре почти нет, ближайшее поступление придет после новогодних праздников, предложить свободную машину покупателю очень тяжело - на авторынке в целом сейчас дефицит, продолжает Пекарский, на складах автомобили есть, но почти все - под контрактами.

Некоторые импортеры сейчас выбирают квоты и автомобили находятся в пути, учитывая, что они будут продаваться по старым ценам, это поддержит рынок в декабре и январе, но дальше ждать хороших результатов не стоит, считает Литвиненко. Улучшение рынка будет кратковременным - фундаментальные показатели рынка остаются слабыми, соглашается Беспалов.

Прогноз на декабрь также довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года, полагает Шрайбер. Декабрь обещает быть столь же продуктивным по продажам, правда несколько ниже ожидаемого и причин тому две: закончились ликвидные автомобили и господдержка, объясняет директор по продажам дилерского центра Ford компании "Авилон автомобильная группа" Михаил Кузьмин.

В январе снижение спроса усилится, предупреждает он: рост возможен только после официального возобновления программы утилизации. В меньшей степени падение, по его мнению, затронет премиум сегмент, также "комфортнее себя будут чувствовать дилеры с затоваренными складами".

Хотя продление программы утилизации на 2015 г. должно смягчить падение, в начале следующего года тренд усилится, прогнозирует Беспалов. Начало будущего года для авторынка будет тяжелым: временное оживление спроса, вызванное желанием покупателей купить автомобиль до повышения цен, иссякнет, считает Луковецкая. К тому же, производители снижают квоты на будущий год, и уже к марту рынок может столкнуться с дефицитом ходовых моделей, рассуждает она. Еще одну угрозу авторынку она видит в повышении ставок по автокредитам и падение доли этих сделок.

Январь-февраль - время традиционной распродажи запасов, именно автомобили 2014 г. выпуска вместе с программой утилизации должны поддержать российский авторынок в этот период, рассуждает первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов. Потенциальными покупателями он называет тех, кто не поддался всеобщему ажиотажу, связанному с ослаблением рубля и все еще ждет новогодних скидок и распродаж.

В подготовке статьи участвовали Дмитрий Горшенин и Елена Морозова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать