В конце осени повысился спрос на автомобили Lada

«АвтоВАЗ» оказался не готов к росту спроса на автомобили в конце осени. Склады завода и дилеров пусты, покупателям придется ждать машин больше месяца
Андрей Махонин/ Ведомости

У многих дилеров «АвтоВАЗа» в декабре закончились автомобили Lada всех моделей в базовых комплектациях, а остатки топовых версий на складах мизерны и будут распроданы в ближайшие 1-2 недели. Об этом «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры трех автоторговых компаний. По их словам, если заказать Lada сейчас, то придется ждать больше месяца.

В последние 10 лет таких пустых складов не было, комментирует один из дилеров «АвтоВАЗа»: запасы не опускались ниже 70% от месячных продаж, сейчас - около 20%. «Люди бегают по салонам и сметают все. Еще немного - и мы будем играть на своем складе в футбол», - шутит другой дилер завода. Сейчас у него в запасе около 30 машин, а в обычные времена было 130-150 шт. По словам собеседника «Ведомостей», некоторые дилеры «АвтоВАЗа» даже вынуждены уговаривать коллег продать ту или иную модель, чтобы поставить в демонстрационный зал.

Желание пристроить рублевые накопления и успеть купить автомобиль по старой цене на фоне падающего рубля - основная причина наблюдаемого ажиотажного спроса на автомобили, напоминают дилеры. «АвтоВАЗ» в отличие от многих брендов цены пока не поднимал, но это неизбежно, считают они. Дилеры ожидают, что в январе Lada подорожает примерно на 5% (решений еще нет). Продажи стимулирует и программа утилизации машин, которую «АвтоВАЗ» наряду с другими автозаводами запустил в сентябре.

В октябре продажи «АвтоВАЗа» были лучше рынка, но в ноябре - существенно хуже (см. график). Крупнейший российский автопроизводитель с начала 2014 г. из-за спада продаж активно сокращает производство, но осенью попал в противофазу, комментирует один из дилеров. Заводу нужно опять наращивать выпуск, но сделать это быстро невозможно - нужно перестраиваться по всей цепочке, включая поставщиков. Дефицит автокомпонентов для Lada, пик которого пришелся на октябрь - ноябрь (из-за него даже приостанавливалась линия, где выпускается самая продаваемая модель Lada - Granta), сейчас уже меньше, но полностью не устранен, знает дилер. «Нам, к примеру, еще не поставили все машины, заказанные в сентябре - октябре», - рассказывает он.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил. Кризис с поставщиками преодолен и сейчас «АвтоВАЗ» работает ритмично, говорит близкий к предприятию человек. Все, что сейчас производится, сразу отгружается дилерам, рассказывает он. С сентября дилеры заказывают машины напрямую у завода, напоминает собеседник «Ведомостей»: система региональных складов упразднена, остатки машин будут распроданы до конца года. «АвтоВАЗ» сохранит только площадку при заводе, продолжает он: постепенно там будет сформирован технический запас в несколько тысяч машин под колебания спроса. Это стандартный для зарубежных автопроизводителей подход. Раньше на региональных складах хранилось несколько десятков тысяч машин, что усложняло логистику и увеличивало издержки, добавляет он.

Дефицит машин будет устранен в декабре - январе, а если повышенный спрос сохранится - в феврале, обещает человек, близкий к «АвтоВАЗу». Это произойдет не ранее февраля, считает дилер. В начале 2015 г. рубль скорее всего продолжит падать, соответственно, будет сохраняться и повышенный спрос на Lada, замечает он. Продажи скорее поддержит продолжение программ утилизации автомобилей в 2015 г., хотя на устойчивый рост рассчитывать не стоит, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Ажиотажный спрос фиксируют дилеры и других марок, но их складские запасы не так истощены. Они сократились, но в целом находятся «на нормальном уровне, равном 1,5-месячным продажам», говорит дилер Renault. «Запас по Hyundai у нас чуть больше 1,5 месяца», - говорит дилер марки. Как правило, зарубежные автоконцерны просят держать запасы на уровне 1,5-1,8-месячных продаж, напоминает он.