АЕБ ждет сокращения продаж новых автомобилей в России до уровня 2006 года

В 2014 году продажи автомобилей в России упали на 10,3%
Максим Стулов/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2014 г. сократились на 10,3% по сравнению с 2013 г., сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Всего за этот период было продано 2,49 млн новых автомобилей. Это второй год падения для российского авторынка.

Ожидания по продажам в 2015 г. еще более пессимистичны: АЕБ ждет сокращения продаж на 24% до 1,89 млн шт. Это продажи на уровне 2006 или 2010 г., говорит Шрайбер, указывая, что это все же менее драматично, чем обвал 2009 г.

По его словам, особенно плохими продажи будут в первом полугодии, в частности из-за смещения спроса на IV квартал 2014 г. По данным АЕБ, в декабре был поставлен исторический рекорд для декабрьских продаж - было продано 270 600 новых автомобилей, это на 2,4% больше, чем годом ранее. К ноябрю прирост составил 18%.

Продажи "АвтоВАЗа" упали в 2014 г. на 15% до 387 300 машин, сообщает АЕБ. В декабре падение составило 9% - до 35 315 автомобилей. Несмотря на это, "АвтоВАЗ" сохранил по итогам года лидерство на российском авторынке, отмечает ТАСС.

По ожиданиям Шрайбера, доля импортированных автомобилей (на ноябрь приходилось около 33%) может сократиться, но конкретных цифр он не называет.

Результаты рынка по году будут зависеть от макроэкономических и политических факторов, говорит исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов, указывая, что агентство сейчас готовит свой прогноз.

Многое зависит от стратегии самих производителей и их повышения цен - учитывая, что евро вырос уже почти в два раза, но никто не поднял стоимость автомобилей настолько, производители наверняка работают как минимум с небольшим убытком. Постепенное повышение цен с ноября наиболее оптимально - удерживать цены дальше безубыточно было невозможно, но резкое одномоментное повышение оттолкнуло бы покупателей, рассуждает он.

2015 г. наверняка будет куда более сложным, чем предыдущий: кто-то поспешил купить автомобиль до волны подорожаний, кто-то отложил покупку, считает гендиректор "Рольфа" Татьяна Луковецкая. Если события будут развиваться по негативному сценарию, то с рынка станут один за другим уходить слабые игроки, сильные дилеры будут работать над сокращением издержек, выживать за счет сервиса и развивать продажи автомобилей с пробегом, добавляет она.

Вместе с тем, по мнению Луковецкой, удержать рынок от сильного падения может взвешенная политика импортеров и поддержка со стороны правительства.