Российский автомобильный рынок сократился в 2014 году на 10% - вдвое больше, чем годом ранее

Продажа автомобилей в России сократилась в 2014 г. на 10%, оценивает АЕБ, а в 2015 г. может снизиться еще на 24%. Дилеры считают этот прогноз оптимистическим
Андрей Махонин/ Ведомости

Новые легковые и легкие коммерческие автомобили (LCV) стали плохо продаваться в России еще весной 2013 г., и за год рынок сократился на 5,5%. В 2014 г. дела пошли еще хуже - продажи составили 2,49 млн машин, что на 10,3% меньше, чем в 2013 г., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Правда, прогноз АЕБ на 2014 г. был еще хуже - минус 12%. Осенью продажи поддержала госпрограмма утилизации, а в конце года - ажиотаж, вызванный резким ослаблением рубля. В декабре продажи даже выросли - на 2,4%, по данным АЕБ. «В декабре продали все товарные остатки. Такого не было никогда», - удивляется гендиректор дилерской компании «Модус» Владимир Маханько.

Лидер рынка - «АвтоВАЗ» продал 387 307 машин, т. е. потерял 15% по сравнению с 2013 г. Главная причина - снижение спроса, комментирует представитель завода. «АвтоВАЗу» не помог ажиотаж - возникли проблемы с комплектующими, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Хуже всех шли продажи у Ford (минус 38%) и двух марок General Motors - Chevrolet (минус 29%) и Opel (минус 20%), сообщает АЕБ. Сократился С-сегмент, объясняет представитель General Motors: упали продажи массовых моделей, таких как Chevrolet Cruze и Opel Astra. По той же причине упали и продажи Ford в России, говорит Беспалов: на Focus в 2014 г. пришлось более 40% продаж марки, но спрос упал на 59%. Позиции у седанов С-класса отвоевали седаны В-класса и кроссоверы, объясняет он. Сказалась и девальвация рубля, считает представитель Ford Sollers.

Лучше прочих продавались японские Mazda (+17%) и Nissan (+11%) и немецкие Mercedes-Benz (+11%, с учетом LCV рост еще выше). Mercedes-Benz выиграла из-за роста спроса на премиум-сегмент и локализации LCV, полагает Беспалов, а японские бренды - из-за расширения производства в России.

Продажи, например, Nissan Almera, выпускаемой на «АвтоВАЗе», выросли в 2014 г. в 3 раза.

В 2015 г. рынок может сократиться еще больше - на 24% до 1,89 млн шт., прогнозирует АЕБ, особенно плохи продажи будут в первом полугодии, в частности, из-за того, что валютная паника сместила спрос на ноябрь - декабрь 2014 г. Беспалов прогнозирует падение на 15%, но не исключает и 30%.

В 2015 г. падение рынка иномарок в России составит 50-55%, думает гендиректор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский: цены из-за девальвации рубля растут, дорожают автокредиты и страховки, покупка автомобиля в 2015 г. станет не просто дорогим, а очень дорогим предприятием.

«В I квартале ожидаем большой просадки, так как порядка 40% автомобилей продавали в кредит, - говорит Маханько. - 35% от прошлого года можем смело отрезать».

«Падение продаж меньше всего коснется люксовых автомобилей - этот рынок традиционно не так волатилен», - уверяет директор дилерского центра Rolls-Royce «Авилон автомобильная группа» Вагиф Бикулов. Того же мнения гендиректор «Олимпа» Евгений Войтенков и владелец «Автостар-Сибирь» Дмитрий Малахов. По мнению Малахова, рынок просядет в основном за счет корейских и японских авто, у которых продажи упадут более чем на 24%. «Мы надеемся на стабилизацию курса валют ближе к III кварталу 2015 г. и, соответственно, увеличение продаж автомобилей», - сказал директор департамента корпоративных продаж «Автоспеццентра» Андрей Храмов.

Автопроизводители прогнозов не дают - говорят, с рублем неопределенность и с ценами на нефть тоже. Но на условиях анонимности топ-менеджеры сообщают, что падение на 24% - оптимистичный прогноз, ориентироваться надо на 40%-ное снижение в 2015 г.

Компаниям, локализовавшим производство, не лучше, чем импортерам: из-за падения спроса и роста издержек они вынуждены сокращать производство и персонал, отмечает гендиректор «Сузуки мотор рус» Коити Такакура.

Гендиректор «СЛК-моторс» Наталья Жданова говорит, что автопроизводители ведут себя адекватно, рост цены пока незначительный. «Валютный курс вырос несравнимо сильнее, чем цены на автомобили», - соглашается Бикулов. Постепенное повышение цен лучше - резкое одномоментное повышение оттолкнуло бы покупателей, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая считает, что слабые компании с рынка уйдут, а сильные будут работать над сокращением издержек, выживать за счет сервиса и развивать продажи автомобилей с пробегом. «Планируем сделать упор на сервис», - говорит крупный дилер «АвтоВАЗа».

Луковецкая надеется и на возобновление программы льготного автокредитования. Вопрос решится в марте, обещал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, но предупреждал, что высокие ставки и сильная закредитованность населения сделают меру не слишком эффективной - в отличие от скидок по госпрограмме утилизации автомобилей.

В 2015 г. на утилизацию Минпромторг обещает 10 млрд руб. Размер скидок (от 40 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа и схемы сдачи старой машины) останется прежним. Из российских автопроизводителей программу утилизации уже пролонгировал «Соллерс», рассказал его представитель (распространяется на «УАЗ» и SsangYong): «Продолжаем программу на объявленных в 2014 г. условиях». У «АвтоВАЗа» условия тоже будут прежними, приказ о возобновлении программы в стадии подписания, говорит представитель компании. «Мы рассматриваем возможность пролонгации», - сообщил и представитель General Motors. «У нас есть такие планы», - предупредил представитель Toyota. «Мы заинтересованы в продлении программы утилизации, в данный момент ее параметры уточняются», - сказали представители Ford Sollers и группы ГАЗ. Представитель Hyundai от комментариев ушел, но один из дилеров компании знает, что она изучает возможность продления программы. Госпрограмма утилизации поможет прежде всего Lada, «УАЗу», «ГАЗу» и локализованным бюджетным иномаркам, считает Беспалов: «Чем дешевле автомобиль, тем весомее скидка».