Минпромторг распределил квоты на утилизацию машин

«Ведомости» выяснили, как правительство поделит 10 млрд руб. на программу утилизации автомобилей. Производители получат деньги согласно объему производства за прошлый год
Андрей Махонин/ Ведомости

Минпромторг определился, как распределит 10 млрд руб., выделенных на продолжение госпрограммы обновления автопарка в 2015 г. Производители легковых автомобилей получат 60% средств, коммерческого транспорта - 40%, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автоконцернов. Затем деньги будут поделены между компаниями, в том числе с учетом доли в общем выпуске в России в прошлом году, добавляет один из них. По его словам, ранее обсуждалась идея отказа от лимитов для каждого конкретного автопроизводителя, но иностранные автоконцерны, построившие в России заводы, попросили сохранить такую схему.

Начальник департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов не стал это комментировать.

Исходя из этого, «АвтоВАЗ» может получить меньше 1,5 млрд руб., тогда как только за вторую половину прошлого года поступления из бюджета составили 2,7 млрд руб. Субсидии государства «Камазу», группе ГАЗ и «Соллерсу» окажутся близки к уровню, который был при распределении 10 млрд руб. в 2014 г., говорит сотрудник одного из автозаводов. К тому же некоторые компании просят Минпромторг просубсидировать часть расходов на скидки сверх лимитов по итогам 2014 г., говорят сотрудники двух автоконцернов. Программа утилизации оказалась популярной и позволила снизить темпы падения продаж, а в декабре рынок пережил ажиотажный спрос из-за девальвации рубля, объясняют они.

В прошлом году «котел» был общим, но локальным производителям определены лимиты тоже в зависимости от вклада в производство (в 2013 г.), напоминает сотрудник одного из автозаводов: по 2 млрд руб. приходилось на «АвтоВАЗ», «Камаз», группу ГАЗ и «Соллерс» и еще 2 млрд руб. на остальных. Формула неизвестна. При распределении дополнительных 2,9 млрд руб., выделенных правительством в 2014 г. на расширение программы, учитывались результаты продаж по основной части программы, добавляет он.

Предыдущая программа действовала в сентябре - декабре 2014 г. Компании давали скидки от 40 000 до 350 000 руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от типа транспортного средства и схемы сдачи старой машины - в утилизацию или по схеме trade-in. Всего, по данным Минпромторга, в 2014 г. по программе обновления автопарка было продано 188 178 автомобилей различных типов. На легковые машины пришлось 82,37% общих продаж, LCV - почти 12%, грузовики - 4,41%, автобусы - 1,24%. Больше всего по программе продал «АвтоВАЗ» (см. график), в топ-5 также входят «Киа моторс рус», УАЗ, «Фольксваген груп рус», группа ГАЗ. Большинство машин было продано по схеме утилизации (почти 64%), основными клиентами были физические лица (90%).

Деньги были перечислены всем компаниям - участницам госпрограммы в конце декабря, говорят сотрудники автозаводов. В этом году программы утилизации при поддержке государства уже возобновили «АвтоВАЗ», «Соллерс», Toyota - на прежних условиях. Планируют запустить программы и другие компании.

Сейчас Минпромторг, по словам одного из федеральных чиновников, просит выделить еще 10 млрд руб. на расширение программы утилизации в этом году. Итоги реализации программы в 2014 г. показали, что 10 млрд руб. может хватить только на квартал, объясняет он.

В этом году из-за ожидаемого сильного падения рынка (минус 24%, по прогнозу АЕБ - это более чем вдвое больше, чем в 2014 г.) и роста цен на автомобили из-за девальвации рубля эффект от программы будет заметно меньше, считает сотрудник одного из зарубежных автоконцернов. Основную выгоду извлекут производители бюджетных автомобилей, для продукции которых скидки более ощутимы, думает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Принципиально схема распределения средств не меняется, но легковые автомобили получают большую поддержку, продолжает он. Для I квартала это логично, считает эксперт: для коммерческой техники I квартал самый слабый по продажам, лучше продаются легковые машины.