Статья опубликована в № 3885 от 31.07.2015 под заголовком: «АвтоВАЗ» не удержал цены

«АвтоВАЗ» в третий раз с начала года повышает цены на автомобили

В июне президент компании Бу Андерссон обещал не делать этого до конца декабря
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«АвтоВАЗ» не планирует до конца 2015 г. повышать цены на Lada, говорил в июне президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. «Цены, которые у нас сегодня, – хорошие», – цитировал тогда его слова ТАСС. Вчера компания объявила, что повышение все же будет: с 1 августа Lada Granta, Kalina (кроме семейства Cross) и 4x4 подорожают в среднем на 4%.

Сейчас Lada Granta, самая популярная модель на российском рынке, стоит от 332 000 руб., указано на сайте компании. Получается, что с августа она подорожает в базовой комплектации примерно на 13 300 руб. (до 345 300 руб.). Для сравнения: один из конкурентов – Renault Logan – стоит от 379 000 руб. (новое поколение – от 399 000 руб.). Французская компания, один из акционеров «АвтоВАЗа», после резкого роста цен в конце 2014 г. из-за девальвации рубля теперь, напротив, постепенно снижает цены. Например, неделю назад Logan, Sandero и Sandero Stepway подешевели в среднем на 3%. Для «АвтоВАЗа» же повышение цен с 1 августа станет третьим с начала года: в январе все модели Lada подорожали в среднем на 9%, в марте – на 4,8%.

«Текущая экономическая ситуация в стране оказала на нас прямое негативное воздействие, значительно выросла стоимость комплектующих – по этим причинам мы все еще терпим убытки», – приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова Андерссона. Действительно, продажи Lada упали на 27%, правда, рынок в целом – на 36,4%, гласят данные АЕБ.

В первом полугодии 2015 г. выручка «АвтоВАЗа» снизилась на 2,2% до 89,15 млрд руб., себестоимость продаж увеличилась на 4% до 95,1 млрд руб., следует из опубликованной вчера же отчетности компании по РСБУ. «АвтоВАЗ» получил 729 млн руб. чистой прибыли против убытка в 2,72 млрд руб. в январе – июне 2014 г. Но операционный убыток составил 6,6 млрд руб. Его компания объясняет в том числе девальвацией рубля (часть комплектующих «АвтоВАЗ» импортирует). С начала года рубль ослаб к доллару на 4,6%, но окреп по отношению к евро на 5,7%. С 18 июня по 30 июля по отношению к доллару он подешевел на 9,8%, к евро – на 7,9%.

Убыток вырос

70 миллионов евро такой убыток получила группа Renault от участия в «АвтоВАЗе» (через СП с «Ростехом» и Nissan контролирует 37,25% акций) в первом полугодии 2015 г. По сравнению с первым полугодием 2014 г. он вырос на 27,3%, сообщила компания. Результаты «АвтоВАЗа» учитываются с временным лагом в три месяца. Группа поставила «АвтоВАЗу» сборочных деталей для выпуска автомобилей на платформе B0 на 266 млн евро (+30%) и получила от него автомобилей и двигателей на 153 млн евро (+76%)

«Для нас новое повышение цен на автомобили Lada стало неожиданностью, предпосылок к этому не было, – говорит топ-менеджер одной из крупных дилерских компаний «АвтоВАЗа». – Удорожание на 4%, конечно, не смертельное, но явно не улучшит продажи Lada».

«Главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков», – отмечает Андерссон. Всего за счет антикризисных мероприятий компания рассчитывает сэкономить за год 20 млрд руб. Но «план сокращения расходов не покроет убытки в полном объеме», объясняет компания.

В первом полугодии «АвтоВАЗ» получил чистую прибыль по РСБУ за счет разовых неденежных факторов, а операционный убыток связан с сокращением спроса на рынке, увеличением стоимости материалов и комплектующих, в том числе из-за девальвации рубля, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Предыдущие повышения цен автомобилей Lada не смогли этого компенсировать, поэтому в условиях продолжающегося роста себестоимости компания решилась поднять цены, замечает он.

В июле в третий раз с начала года повысил цены другой российский автозавод – УАЗ (на 3,2–7,8%), но в целом на рынке преобладала тенденция к снижению цен на автомобили, отмечалось в недавнем исследовании «Автостата».

«Цены поднимать не планируем в ближайшее время», – сообщил вчера «Ведомостям» представитель Ford Sollers. «Несмотря на текущие рыночные условия, Kia стремится сдерживать цены в России», – сказал ее представитель. «Сохраняем цены на прежнем уровне, но следим за ситуацией на рынке», – заметил представитель PSA Peugeot Citroen. Представители УАЗа и Nissan отказались от комментариев. Представители других марок, опрошенные «Ведомостями», на вопросы не ответили.

«АвтоВАЗ» в своем сообщении обещает «принимать все необходимые меры и использовать свое положение как крупнейшего российского автопроизводителя с высочайшими компетенциями и являющегося частью альянса Renault-Nissan», чтобы улучшить финансовые показатели во втором полугодии, сохранить долю рынка (в июне она составила 18,8%, по оценке АЕБ), выпустить на рынок новые модели Lada Vesta (производство начнется в сентябре) и Lada Xray (в декабре). В текущих условиях чистую прибыль по МСФО «АвтоВАЗ» получит не ранее 2016 г., прогнозирует Беспалов. В прошлом году автоконцерн увеличил чистый убыток по МСФО в 3,2 раза до 25 млрд руб.

В подготовке статьи участвовал Геннадий Анисимов

Читать ещё
Preloader more