«АвтоВАЗ» в третий раз с начала года повышает цены на автомобили

В июне президент компании Бу Андерссон обещал не делать этого до конца декабря
Для «АвтоВАЗа» же повышение цен с 1 августа станет третьим с начала года/ Д. Абрамов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» не планирует до конца 2015 г. повышать цены на Lada, говорил в июне президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. «Цены, которые у нас сегодня, – хорошие», – цитировал тогда его слова ТАСС. Вчера компания объявила, что повышение все же будет: с 1 августа Lada Granta, Kalina (кроме семейства Cross) и 4x4 подорожают в среднем на 4%.

Сейчас Lada Granta, самая популярная модель на российском рынке, стоит от 332 000 руб., указано на сайте компании. Получается, что с августа она подорожает в базовой комплектации примерно на 13 300 руб. (до 345 300 руб.). Для сравнения: один из конкурентов – Renault Logan – стоит от 379 000 руб. (новое поколение – от 399 000 руб.). Французская компания, один из акционеров «АвтоВАЗа», после резкого роста цен в конце 2014 г. из-за девальвации рубля теперь, напротив, постепенно снижает цены. Например, неделю назад Logan, Sandero и Sandero Stepway подешевели в среднем на 3%. Для «АвтоВАЗа» же повышение цен с 1 августа станет третьим с начала года: в январе все модели Lada подорожали в среднем на 9%, в марте – на 4,8%.

«Текущая экономическая ситуация в стране оказала на нас прямое негативное воздействие, значительно выросла стоимость комплектующих – по этим причинам мы все еще терпим убытки», – приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова Андерссона. Действительно, продажи Lada упали на 27%, правда, рынок в целом – на 36,4%, гласят данные АЕБ.

В первом полугодии 2015 г. выручка «АвтоВАЗа» снизилась на 2,2% до 89,15 млрд руб., себестоимость продаж увеличилась на 4% до 95,1 млрд руб., следует из опубликованной вчера же отчетности компании по РСБУ. «АвтоВАЗ» получил 729 млн руб. чистой прибыли против убытка в 2,72 млрд руб. в январе – июне 2014 г. Но операционный убыток составил 6,6 млрд руб. Его компания объясняет в том числе девальвацией рубля (часть комплектующих «АвтоВАЗ» импортирует). С начала года рубль ослаб к доллару на 4,6%, но окреп по отношению к евро на 5,7%. С 18 июня по 30 июля по отношению к доллару он подешевел на 9,8%, к евро – на 7,9%.

Убыток вырос

70 миллионов евро такой убыток получила группа Renault от участия в «АвтоВАЗе» (через СП с «Ростехом» и Nissan контролирует 37,25% акций) в первом полугодии 2015 г. По сравнению с первым полугодием 2014 г. он вырос на 27,3%, сообщила компания. Результаты «АвтоВАЗа» учитываются с временным лагом в три месяца. Группа поставила «АвтоВАЗу» сборочных деталей для выпуска автомобилей на платформе B0 на 266 млн евро (+30%) и получила от него автомобилей и двигателей на 153 млн евро (+76%)

«Для нас новое повышение цен на автомобили Lada стало неожиданностью, предпосылок к этому не было, – говорит топ-менеджер одной из крупных дилерских компаний «АвтоВАЗа». – Удорожание на 4%, конечно, не смертельное, но явно не улучшит продажи Lada».

«Главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков», – отмечает Андерссон. Всего за счет антикризисных мероприятий компания рассчитывает сэкономить за год 20 млрд руб. Но «план сокращения расходов не покроет убытки в полном объеме», объясняет компания.

В первом полугодии «АвтоВАЗ» получил чистую прибыль по РСБУ за счет разовых неденежных факторов, а операционный убыток связан с сокращением спроса на рынке, увеличением стоимости материалов и комплектующих, в том числе из-за девальвации рубля, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Предыдущие повышения цен автомобилей Lada не смогли этого компенсировать, поэтому в условиях продолжающегося роста себестоимости компания решилась поднять цены, замечает он.

В июле в третий раз с начала года повысил цены другой российский автозавод – УАЗ (на 3,2–7,8%), но в целом на рынке преобладала тенденция к снижению цен на автомобили, отмечалось в недавнем исследовании «Автостата».

«Цены поднимать не планируем в ближайшее время», – сообщил вчера «Ведомостям» представитель Ford Sollers. «Несмотря на текущие рыночные условия, Kia стремится сдерживать цены в России», – сказал ее представитель. «Сохраняем цены на прежнем уровне, но следим за ситуацией на рынке», – заметил представитель PSA Peugeot Citroen. Представители УАЗа и Nissan отказались от комментариев. Представители других марок, опрошенные «Ведомостями», на вопросы не ответили.

«АвтоВАЗ» в своем сообщении обещает «принимать все необходимые меры и использовать свое положение как крупнейшего российского автопроизводителя с высочайшими компетенциями и являющегося частью альянса Renault-Nissan», чтобы улучшить финансовые показатели во втором полугодии, сохранить долю рынка (в июне она составила 18,8%, по оценке АЕБ), выпустить на рынок новые модели Lada Vesta (производство начнется в сентябре) и Lada Xray (в декабре). В текущих условиях чистую прибыль по МСФО «АвтоВАЗ» получит не ранее 2016 г., прогнозирует Беспалов. В прошлом году автоконцерн увеличил чистый убыток по МСФО в 3,2 раза до 25 млрд руб.

В подготовке статьи участвовал Геннадий Анисимов