Минприроды: Бюджет мог недополучить более 1 млрд рублей от размещения отходов «АвтоВАЗа» в 2012–2015 годах

Министерство сообщило в Генпрокуратуру о возможных нарушениях компании
Минприроды не нравится, как обращается с отходами «АвтоВАЗ»/ А. Махонин/ Ведомости

Минприроды сообщило, что направило в Генпрокуратуру письмо о возможных нарушениях «АвтоВАЗа» в обращении с отходами. «Бюджеты Российской Федерации могли недополучить поступления в части платы за негативное воздействие [на окружающую среду] при размещении отходов в период с 2012 по 2015 г. в размере до 1,15 млрд руб.», – приводятся в сообщении Минприроды слова замминистра Рината Гизатуллина.

В июне Минприроды пообещало комплексную проверку «АвтоВАЗа»: министерство выяснило, что из ежегодных 1,6 млн т отходов почти все (1,56 млн т) передается в собственность ООО «Производство по переработке промышленных отходов» (ПППО, 100%-ная «дочка» «АвтоВАЗа», по данным «СПАРК-Интерфакса»), а до полигона (МСК «Водино», ЗАО «Экология-сервис») доезжает 212 000 т. Гизатуллин тогда выражал удивление, что только восьмая часть отходов «АвтоВАЗа» доезжает до полигона, а остальные, судя по отчетности, растворяются в воздухе. Министерство предположило, что часть отходов может попадать на нелегальные свалки, и запросило у «АвтоВАЗа» новые материалы.

НДС и векселя, ушедшие в песок

По схеме, изобретенной петербургской страховой компанией «Константа», в конце 1990-х «АвтоВАЗ» и его подразделения заключали договоры на покупку песка, платили векселями, а сделка страховалась от риска неисполнения; контракт срывался, векселя частично возвращались, а «АвтоВАЗ» уменьшал НДС по произведенной продукции на НДС, который якобы уплачен за песок. Всего группа «АвтоВАЗ» пыталась уменьшить НДС почти на 3 млрд руб., считала Генпрокуратура.

Минприроды также выяснило, что «АвтоВАЗ» в 2013 г. заключил договор с ПППО на оказание услуг по сбору, транспортировке и передаче на использование, обезвреживание и размещение отходов I–V классов опасности, но у ПППО нет необходимой лицензии. Кроме того, по данным министерства, в стоимость услуг была заложена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, но однозначно определить, в каком количестве и за какие отчетные периоды такая плата вносилась «АвтоВАЗом», не удается. Росприроднадзору поручено провести внеплановую выездную проверку автозавода.

Представители Минприроды и «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответили. В июне представитель «АвтоВАЗа» рассказывал «Ведомостям», что компания самостоятельно перерабатывает большую часть отходов: бумагу, пластмассы, черные и цветные металлы, масла и др. Завод регулярно предоставляет необходимую информацию уполномоченным правительственным учреждениям по стандарту ISO 14001, заверил он.

Если Минприроды докажет вину «АвтоВАЗа», то есть шанс не только привлечь завод к административной ответственности (например, в виде штрафа), но и взыскать ущерб за причиненный вред бюджету (природе), комментирует старший юрист корпоративной практики Sameta Сергей Казаков. Для «АвтоВАЗа» 1 млрд руб. – ощутимая сумма: в первом полугодии 2015 г. завод получил 729 млн руб. чистой прибыли по РСБУ при выручке 89,15 млрд руб. На 30 июня на счетах у компании было 2,1 млрд руб., следует из ее квартального отчета.

К «Камазу», по словам его представителя, у Минприроды претензий нет: «У нас собственный полигон, где профессиональная подрядная организация утилизирует наши отходы. Полигон, по признанию экологов, один из самых эффективных в стране».

Нет претензий и к утилизации отходов Ford Sollers, по словам его представителя: у компании одна из самых передовых очистных систем в российской промышленности. Представители других крупных автозаводов, опрошенные «Ведомостями», на вопросы не ответили.