Как один Volkswagen может похоронить все дизельные автомобили

Дизельные двигатели во многих странах ожидает тотальная проверка, которую они могут не выдержать
Исследователи загрузили измерительную аппаратуру в багажники дизельных VW и BMW и проехали на них 2000 км с твердым убеждением, что автомобили покажут хорошие результаты

Больше всего дизельных машин в мире продает как раз VW (2,44 млн в 2013 г.), хотя они составляют лишь четверть продаж компании (см. график). Зато у BMW и Daimler одна из самых высоких долей дизеля в европейских продажах – 81 и 71% соответственно, а у Volvo она и вовсе 90%, подсчитал Exane BNP Paribas.

У Мартина Винтеркорна были очень хорошие позиции в Volkswagen (VW) – продление его контракта на посту гендиректора считалось делом решенным, и назначенное на пятницу голосование наблюдательного совета концерна по этому вопросу казалось формальностью. Вместо этого в среду, 23 сентября, совет принял добровольную отставку топ-менеджера. «Я шокирован событиями последних дней. Прежде всего, я не могу поверить, что ошибки такого масштаба могли быть допущены в концерне Volkswagen», – написал Винтеркорн в заявлении, объясняющем его решение.

Так он отреагировал на скандал, бушевавший всю прошлую неделю, после того как Агентство по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) сообщили, что программное обеспечение контроллеров дизельных двигателей некоторых автомобилей VW 2009–2015 гг. выпуска могло обманывать систему проверки выхлопных газов, чтобы пройти тесты. При реальной же эксплуатации выброс оксидов азота мог превышать установленную в США норму почти в 40 раз.

VW признал, что продал в мире 11 млн автомобилей с такими закладками в ПО. Регулятор пригрозил концерну штрафом в размере $18 млрд, VW зарезервировал 6,5 млрд евро – а это треть свободных средств компании – на устранение проблем и создал комиссию по расследованию ситуации.

Такой шум поднялся еще и потому, что VW в Северной Америке делал ставку именно на продажи дизельных автомобилей, рекламируя их как более чистые и экономичные по сравнению с бензиновыми. (Дизельные двигатели действительно выбрасывают меньше углекислого газа, который считают виновным в глобальном потеплении, но зато больше оксидов азота, считающихся вредными для здоровья.) Доля дизельных автомобилей в продажах концерна в США доходила до 26%, тогда как в среднем по рынку она не превышает 3%, указывают аналитики Deutsche Bank.

Президиум наблюдательного совета VW признал, что скандал нанес компании значительный материальный ущерб и подорвал доверие многих клиентов по всему миру.

Хотели как лучше

Как ни смешно, но вывести VW на чистую воду помогли люди, которые хотели его похвалить. Исследователи из Международного совета по чистому транспорту (ICCT) – независимой некоммерческой организации – собирались доказать европейским регуляторам, что автомобили немецкого концерна в США соответствуют более жестким нормам по выбросам. Если в Европе разрешается выбрасывать 0,08 г/км, то в Штатах – всего 0,025 г/км.

Борцы за чистый воздух с помощью коллег из Университета Западной Виргинии, располагавших необходимым оборудованием – портативной системой измерения выбросов, в 2014 г. провели дорожные испытания автомобилей, до этого успешно проходивших лабораторные тесты. Исследователи загрузили измерительную аппаратуру в багажники дизельных американских версий VW Passat, VW Jetta и BMW X5 и проехали на них более 2000 км между Сан-Диего и Сиэтлом с твердым убеждением, что автомобили покажут хорошие результаты и при эксплуатации. «У нас не было ни тени подозрения», – рассказал агентству Bloomberg Джон Джерман из ICCT. Полученные результаты шокировали, вспоминает он. У Jetta выбросы окислов азота (NOx) превышали установленную в США норму в 15–35 раз, а у Passat – в 5–20 раз. Тест прошла только BMW X5, лишь однажды превысив норму – при подъеме на горку в сельской местности.

Во время презентации итогов теста в аудитории университета оказались сотрудники EPA, которые забрали результаты и, как выяснилось, начали собственное расследование. Поначалу VW объяснил превышение норм ошибкой программного обеспечения и пообещал быстро ее устранить, отозвав 0,5 млн автомобилей. Однако машины с исправленным ПО все равно не вписались в нормы на реальных испытаниях. Регуляторы США отказались сертифицировать модели VW 2016 г., пока производитель не объяснит расхождения между лабораторными и реальными испытаниями.

Не оправдал ожиданий

Автомобили, с полевого тестирования которых (на фото сверху применявшееся при тестах оборудование) начался скандал с VW, были оснащены мотором EA189. Это широко распространенный 3–4-цилиндровый турбодизель нескольких рабочих объемов (1,2, 1,6 и 2,0 л) и мощностей (от 64 до 152 л. с.) стандарта «Евро-5»/«Евро-6». Устанавливался на массовых моделях для всех рынков марок VW, Audi, Skoda, Seat, а также поставлялся сторонним производителям – Chrysler и Mitsubishi. Пока VW признал проблемы с 11 млн четырехцилиндровых моторов объема 2,0 л, но немецкие власти говорят и о проблемах с моторами объема 1,6 л. Вскоре посла начала дизельного скандала компания заявила, что новые машины с дизельными моторами «Евро-6» для европейского рынка полностью соответствуют стандартам. Тем не менее на нескольких моделях концерна для европейского рынка, например марок Skoda и Seat, до недавних событий устанавливались моторы серии EA189. Представитель компании отказался это комментировать, сказав, что подробная и исчерпывающая информация о моделях и модификациях пока собирается и анализируется. С сентября 2014 г. в ЕС действует стандарт «Евро-6», при переходе к которому норма выбросов NOx снизилась с 0,18 до 0,08 г/км.

Программа распознавания теста

В конце концов концерн признал, что разработал и установил в контроллеры дизельных машин обманывающую программу, которая определяла, когда автомобиль проходит тест на выбросы, говорится в заявлении EPA.

«Выдать инструкции машине, чтобы она поняла, что ее тестируют, потенциально довольно просто, – объяснил Financial Times эксперт по загрязнению воздуха профессор Йоркского университета Аластер Льюис. – Например, при тестировании у машины крутятся только ведущие колеса, акселератор нажимается неестественно плавно, а скорость поддерживается слишком стабильно, как если бы за рулем был робот, а не человек». Датчики также могут отмечать строго горизонтальное положение автомобиля, отсутствие движений рулем, открытый капот – чего не бывает при движении по дороге. Тогда мощность двигателя снижается, больше газов отправляется на рециркуляцию и в катализаторы.

Вопреки заявлению бывшего гендиректора, руководство VW в Германии не только знало о нарушениях при проведении проверок автомобильных выхлопов в США, но и курировало испытания, результаты которых были фальсифицированы, заявляют источники Bloomberg. Если какой-то автомобиль не справлялся с испытаниями, из штаб-квартиры VW в Вольфсбурге или из головного офиса бренда Audi в Ингольштадте присылали спецгруппу инженеров. После «доработок», занимавших обычно около недели, автомобиль успешно проходил повторные проверки, уверяет источник агентства.

Мог знать о манипуляциях концерна и министр транспорта Германии Алекс Добриндт, утверждает Financial Times. В июле этого года в ответе на запрос немецкой партии зеленых о том, знают ли власти о специальном оборудовании новых автомобилей VW, министр ответил: «Да, федеральное правительство осведомлено об этом», пишет издание. Правда, на заседании в бундестаге Добриндт заявил, что узнал о махинациях с выбросами только во второй половине сентября.

Последствия для одного

Штраф в $18 млрд на VW не наложат, но все равно скандал обойдется концерну дороже зарезервированных 6,5 млрд евро, считают аналитики Deutsche Bank. Практика показывает, что согласованная регулятором в США сумма штрафа составляет от 10 до 45% от максимальной, указывают они. Например, GM договорилась в досудебном порядке заплатить $900 млн за дефект замка зажигания в своих автомобилях, или по $360 за каждый отозванный автомобиль, хотя первоначально речь шла о $2 млрд штрафа (см. врез на стр. 21).

Штрафы и судебные выплаты обойдутся VW не менее чем в 400 евро за каждый из 11 млн автомобилей, оснащенных двигателями с «закладками» в ПО. А с учетом того, что первоначально названное число дефектных автомобилей обычно растет в ходе расследования, затраты на это превысят 5 млрд евро, полагают аналитики Deutsche Bank. Как минимум еще столько же, по их оценке, компания потеряет из-за влияния скандала на операционный бизнес концерна. Продажи могут пострадать из-за репутационного ущерба, а прибыль – сократиться из-за роста расходов на производство дизельных автомобилей, указывают аналитики. В пессимистичном сценарии они снизили прогноз доходов для VW и Audi на 2015–2017 гг. на 35%. И это еще не учитывает выплаты по возможным искам от потребителей, обесценивание акций и потери от смены менеджмента, сгущают краски эксперты.

За прошлую неделю капитализация VW упала на треть до 53,5 млрд евро.

Существует и угроза уголовного преследования руководства. В начале сентября минюст США ввел приоритет личной ответственности над ответственностью организаций, напоминает Deutsche Welle. «Компании совершают преступления лишь благодаря людям – из плоти и крови», – объясняла новые правила заместитель генпрокурора США Салли Йейтс. Так американский минюст отреагировал на упрек в том, что руководители корпораций, уличенных в нанесении ущерба потребителям, крайне редко привлекаются к ответственности. Манипуляции показаниями экологических тестов должны считаться преступлением, заявила Deutsche Welle Дебора Гордон из Carnegie Endowment for International Peace. Винтеркорн может стать первым, к кому будут применены новые правила, не исключает эксперт адвокатской фирмы Van Ness Feldman Ричард Пенна. Правда, для этого надо доказать, что Винтеркорн лично знал о фальсификациях. Сам он это категорически отрицает.

Последствия для всех

Скандал с VW породил сразу несколько взрывных волн. Регуляторы в Европе начали расследование в отношении не только VW, но и других автопроизводителей. На прошлой неделе французские и британские чиновники призвали к общеевропейским действиям в этой области, а министр экологии Франции Сеголен Руаяль, объявив о расследовании, потребовала от французских автопроизводителей «гарантировать, что подобное не имело места во Франции».

Расследование идет в Германии, Норвегии, в США к действиям регуляторов подключились прокуроры 27 штатов.

Теперь отрасли надолго обеспечено пристальное внимание властей, полагает Стюарт Пирсон, аналитик Exane BNP Paribas: «Неопровержимых улик нет, но... Нельзя утверждать, что в этом не окажется замешан еще какой-нибудь автопроизводитель». «Практически все новые транспортные средства последних лет, похоже, выбрасывают значительно больше оксидов азота при реальной эксплуатации, чем показывают на испытаниях в независимых лабораториях, – сказал Financial Times Льюис из Йоркского университета. – VW были пойманы с поличным, но весьма вероятно, что другие также играют в сомнительные игры, чтобы пройти тесты».

Под удар уже попала BMW. Немецкое автомобильное издание Auto Bild сообщило, что дорожный тест кроссовера BMW X3 xDrive 20d, проведенный ICCT, показал превышение нормы «Евро-6» по NOx более чем в 11 раз. «Все полученные данные указывают на то, что [манипуляции с токсичностью выхлопа] характерны не только для VW», – сказал Auto Bild управляющий директор ICCT по Европе Питер Мок, которому в свое время и пришла идея проверить американские версии VW. К вечеру пятницы капитализация BMW Group снизилась почти на 8% до 50,9 млрд евро.

BMW заявила, что пока не получила информации об этом тесте ICCT, но два предыдущих исследования этой организации подтвердили, что BMW X5, а также 13 других автомобилей группы соответствуют нормам выбросов оксидов азота. Системы, уменьшающие вредные выбросы, остаются активными всегда – как при испытаниях на стенде, так и в условиях реальной дорожной эксплуатации, указано в заявлении BMW. На модели с дизельными двигателями приходится 38% из проданных немецким концерном в 2014 г.

Некоторые производители поспешили заранее откреститься от махинаций с двигателями. «Компания не применяет какие-либо «обманные устройства» и не пытается ввести в заблуждение общественность, контролирующие органы и инвесторов», – говорится в сообщении Ford.

«Когда одно из предприятий отрасли жульничает – это, естественно, отражается на всех остальных. Но это специфическая проблема VW. Он предпринял попытку использовать методику, блокирующую при обычной эксплуатации систему контроля выбросов, чтобы не снижать мощность автомобилей. Другим производителям, присутствующим на рынке США, не нужно прибегать к таким устройствам, поскольку они предлагают двигатели большего объема и мощности и их клиенты не столь требовательны к расходу топлива», – заявил в интервью Les Echos бывший гендиректор Renault Луи Швейцер.

Цена ошибки: как производители расплачиваются за недостатки

Оштрафовать автопроизводителя на десятки миллионов долларов за нарушение требований безопасности или охраны окружающей среды – для регуляторов в США давно уже обычное дело. Нарушений стало слишком много, считают они, демонстрируя намерение резко поднять планку: теперь речь идет о выплатах в сотни и даже миллиарды долларов
$1,2 млрд
Заплатит японский концерн Toyota в виде штрафа властям США, за то что скрывал проблемы с электрической педалью акселератора в автомобилях Toyota и Lexus. Минюст США в начале 2014 г. признал концерн виновным в обмане клиентов. Еще в сентябре 2009 г. специалисты Toyota выяснили, что некоторые модели концерна могут самопроизвольно ускоряться, но скрыли эту информацию от потребителей. В 2010 г. в результате расследования выяснилось, что неисправность стала причиной нескольких аварий с жертвами. Toyota утверждала, что педаль газа заклинивало из-за неудачно закрепленных салонных ковриков. Тем не менее компания отозвала для устранения дефекта около 10 млн автомобилей, произведенных в 2009–2010 гг. За несколько лет до скандала руководство в Toyota Motor «захватили финансово ориентированные пираты, действующие вразрез с интересами семьи владельцев корпорации <...> для них мнение конечных покупателей перестало иметь значение», излагал свое мнение о причинах проблем в корпорации Джим Пресс, возглавлявший до 2007 г. ее североамериканское подразделение
$935 млн
Заплатит крупнейший автопроизводитель мира – GM за сокрытие дефекта, который мог привести к гибели 124 человек. В феврале 2014 г. в США после инициированного журналистами расследования нескольких аварий выяснилось, что у моделей Chevrolet Cobalt и Chevrolet Saturn во время движения ключ зажигания под тяжестью брелока мог поворачиваться в замке, глуша двигатель и отключая подушки безопасности. Компания знала о проблеме, но не предавала ее огласке. В мае 2014 г. GM выплатила $35 млн за промедление с ответом на запрос департамента транспорта о дефекте. В сентябре 2015 г. GM подписала с минюстом США соглашение, пообещав выплатить штраф в $900 млн, сообщило агентство Reuters. Это позволит концерну и его сотрудникам избежать судебных разбирательств, а также прекратить правительственное расследование. По итогам скандала GM отозвала для устранения дефекта почти 3 млн автомобилей
$745 млн
Заплатят Hyundai и Kia за занижение данных о расходе топлива в автомобилях. В ноябре 2012 г. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) выяснило, что у 13 моделей этих производителей, выпущенных в 2010–2012 гг., в том числе у бестселлеров Hyundai Elantra и Kia Soul, указанный в рекламе расход топлива был минимум на несколько процентов ниже, чем показанный на тестах. Компании утверждали, что их автомобили проходят 40 миль на одном галлоне топлива (5,88 л на 100 км). Через несколько месяцев Hyundai согласилась выплатить американским автовладельцам компенсацию в $210 млн, а Kia – в $185 млн. Еще через полтора года минюст США признал корейских производителей нарушителями Clean Air Act – того же нормативного документа, который фигурирует в скандале с Volkswagen. Теперь компании должны выплатить $100 млн штрафов, $200 млн – за превышение квот на выбросы парниковых газов и $50 млн – за независимое тестирование автомобилей
34 млн
Автомобилей будет отозвано из-за дефекта подушек безопасности – это крупнейший отзыв в американской истории. Минюст США и Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) ведут расследование в отношении японской компании Takata, поставлявшей GM, Toyota, Nissan, Honda и Mazda подушки, которые, как выяснилось еще в 2000 г., могли при аварии срабатывать с замедлением или взрываться, выбрасывая металлические осколки. В конце 2014 г. компания признала проблемы с качеством, ее президент Стефан Стокер ушел в отставку. По итогам расследования Takata может быть присужден грандиозный штраф, предупреждают эксперты. Пока в США штрафуют производителей, использовавших комплектующие Takata и, как считают чиновники, скрывавших информацию об их дефектах от регуляторов. Например, штраф в $35 млн грозит Honda

Смерть дизеля?

В любом случае защитники окружающей среды получили дополнительные козыри в спорах с регуляторами. Скандал с VW, полагает Йос Дингс, директор бельгийской исследовательской организации Transport & Environment, заставит европейских чиновников более пристально изучить топливо, продвижению которого до недавнего времени они помогали самыми разными способами - от налоговых льгот до скидок на парковку, - апеллируя к более низкой цене по сравнению с бензином и к меньшим выбросам углекислого газа.

В последнее время в Европе стали возлагать вину за загрязнение воздуха именно на дизельные двигатели из-за наличия в их выхлопах окислов азота и взвешенных частиц. Мэр Парижа Анн Идальго даже предложила в этом году запретить использование дизельных машин в черте города.

Устаревшие нормы европейских тестов, которые автопроизводители научились обходить вполне законными способами, – одна из причин сегодняшних проблем, утверждают экологи. По данным британского Комитета по климатическим изменениям и ICCT, в среднем по всем брендам новых пассажирских автомобилей разница в выбросах углекислого газа при проведении тестов в лабораторных и реальных условиях выросла с примерно с 10% в 2002 г. до 35% в 2014 г.

С 2017 г. в ЕС начнут проводиться испытания в реальных условиях по новым, более жестким нормам, но это нужно было сделать уже давно, убежден Ник Молден, гендиректор Emissions Analytics. «За последние четыре года мы протестировали 250 европейских дизельных автомобилей, и лишь пять соответствовали заявленным ими стандартам», – говорит он.

Эксперты даже задались вопросом, приведет ли скандал к прекращению выпуска автомобилей с дизельным двигателем. «Означает ли это конец дизеля? Да, вполне возможно», – считает Макс Уорбертон, автомобильный аналитик Sanford C. Bernstein. По его мнению, сокращение рыночной доли дизельных авто в Европе ускорится, а рост в США прекратится. Перестанут выпускаться дизельные версии небольших машин – от VW Golf и ниже до компактных городских авто, поскольку высокие расходы на технологии по очистке их выбросов ведут к фактическому обнулению нормы прибыли, считает аналитик UBS Филип Ушуа. Пострадает прибыльность всех европейских автопроизводителей, в том числе премиальных, которые, пользуясь менее жесткими стандартами, раньше меньше инвестировали в экологическую безопасность дизельных двигателей, уверены аналитики Credit Suisse.

«История с VW лишь последний удар по дизелю, – говорит Пирсон из Exane BNP Paribas. – Общество и, следовательно, политики отворачиваются от него, а расходы на следование экологическим нормам растут». Борьба с выбросами NOx для соответствия «Евро-6» ведет и к снижению экономичности этого топлива, отмечают аналитики Credit Suisse. По их расчетам, в результате нынешнее 4%-ное преимущество владения дизельным автомобилем по сравнению с бензиновым превратится в 6%-ные потери.

«Если производители дизельных двигателей смогут показать, что способны обеспечить нас автомобилем с очень низким уровнем выбросов, тогда, думаю, когда пыль уляжется, беспокоиться будет особо не о чем, – говорит Фрэнк Келли, профессор лондонского King’s College и специалист по окружающей среде. – А если нет, то эта отрасль будет медленно умирать».

Россия ждет

Действующий в России «Евро-4» разрешает для дизельных двигателей выбросы NOx в 0,25 г/км. В ряде скандальных тестов VW в США эти нормы были превышены. На прошлой неделе Росстандарт запросил у российских представительств VW и BMW разъяснения и материалы по проблеме с системой контроля за выхлопами. Иностранные автоконцерны зачастую предоставляют для сертификации в России экологические сертификаты, полученные за рубежом, выявление фактов фальсификации таких документов грозит отзывом всей партии автомобилей с рынка, объяснил заместитель гендиректора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. Но проводить дополнительную проверку экологичности автомобилей VW и других компаний, в том числе российских, НАМИ по собственной инициативе не планирует, говорит он: эта процедура дорогостоящая – обходится более чем в 1 млн руб. на одну модель. Заявок от контролирующих органов России тоже не поступало – скорее всего, власти дождутся итогов «дизельгейта» в европейских странах, добавил Загарин.

Росстандарт ждет ответа от производителей: например, VW cообщил, что в течение месяца будет проводить внутреннее расследование, результаты которого представит в службу, тогда и возможно развитие ситуации, сказал «Ведомостям» представитель Росстандарта.

В подготовке статьи участвовал Владимир Штанов

Использованы материалы FT, WSJ

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"