PwC ухудшила прогноз по рынку легковых автомобилей на этот год

В IV квартале из-за высокой базы 2014 года падение рынка ускорится
Основная причина падения российского авторынка – ухудшение макроэкономической конъюнктуры/ Е. Разумный/ Ведомости

Продажи новых легковых автомобилей в 2015 г. снизятся на 45% и составят 1,28 млн шт., говорится в отчете PricewaterhouseCoopers (PwC). В начале года компания прогнозировала сокращение продаж на 35% при базовом сценарии, на 25% – при оптимистическом. А восстановление рынка до рекордных продаж 2012 г. можно ожидать не ранее чем в перспективе 6–7 лет, следует из обзора.

Оптимистический сценарий PwC в начале года предполагал восстановление рынка до показателя 2012 г. к 2019 г., а базовый сценарий – к 2020 г.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ; она в своей статистике помимо легковых учитывает еще и легкие коммерческие автомобили) также меняла прогноз: в начале года предполагалось, что рынок сократится на 24%, продажи составят 1,89 млн шт.; когда были подведены итоги первого полугодия и рынок сократился, по данным АЕБ, на 36,4%, прогноз был изменен: продажи сокращались на 36%, а по итогам девяти месяцев произошла еще одна коррекция прогноза – теперь ожидается сокращение продаж на 37% (1,57 млн шт.).

За девять месяцев российский рынок снизился на 43% до 950 000 шт. – это наибольшее снижение продаж среди ведущих автомобильных рынков в мире, говорится в отчете PwC. В рублевом выражении российский рынок потерял 34%, в долларовом – 61%. Одна из главных причин падения – ухудшение макроэкономической конъюнктуры, указано в обзоре.

Новый прогноз PwC выглядит вполне реалистичным: сейчас авторынок вновь начал снижаться, что не может не найти отражения в результатах продаж за год, считает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. В ноябре – декабре 2014 г. продажи легковых машин были ажиотажными, в этом году такого не будет, сходятся во мнении дилеры. На понижении прогноза отразились еще и неуверенность в экономике, и то, что покупатели обновили машины в 2013–2014 гг., указывает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

PwC была оптимистична в начале года, но экономика оказалась не в лучшем состоянии и ситуация ухудшалась в течение года, хотя обозначенные меры господдержки были задействованы полностью и себя оправдали, продолжает Удалов: «Автостат» прогнозирует снижение рынка на 35–40% в этом году, такой же прогноз был в начале года. В этом году снижение рынка легковых автомобилей составит 40–45%, показатель девяти месяцев соотносится с результатом в группе Wagner (Audi, Volkswagen, Skoda), оценил директор по маркетингу и CRM группы Михаил Подушко. Лучше всего чувствуют себя премиум-бренды – Audi, Mercedes, BMW, говорит Подушко.

Увеличить рыночную долю смогли российские и корейские бренды, а также немецкие и японские премиальные бренды: Lada прибавила 2,3 процентного пункта, Kia – 2,9 п. п., Hyundai – 2,1 п. п., говорится в обзоре. Цены на новые машины с сентября 2014 г. по октябрь 2015 г. повысились на 24%, сильнее всех у Ford – на 45%, подсчитала PwC.

Базовый сценарий PwC предполагает, что в 2016 г. рынок новых легковых автомобилей будет, как в 2015 г., – 1,3 млн шт., но, если макроэкономическая конъюнктура ухудшится и господдержки не будет, продажи составят 1,1–1,15 млн.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер в октябре заявил, что продажи легковых и коммерческих автомобилей в 2016 г. в лучшем случае составят 1,5–1,6 млн шт., в худшем – снизятся до 1,2–1,3 млн. В 2016 г. продажи сократятся еще на 15%, показатели 2015 г. – оптимистический вариант, считает Подушко.