Lada Vesta стала прибыльной

К концу года в плюс выйдет и выпуск Xray. Это поддержит «АвтоВАЗ», не первый год борющийся с убытками
Производство Lada Vesta стало прибыльным/ А. Гордеев/ Ведомости

Выпуск Lada Vesta начал приносить прибыль «АвтоВАЗу», а производство второй новинки компании – Lada Xray может стать прибыльным к концу 2016 г., рассказал «Ведомостям» новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. В марте 2016 г. источник, близкий к «Ростеху» – одному из акционеров «АвтоВАЗа», – говорил, что себестоимость новинок выше их отпускных цен. Некоторые эксперты называли организацию выпуска Vesta на площадке в Ижевске вместо Тольятти, для которой «АвтоВАЗом» была закуплена часть оборудования, одной из ошибок предшественника Мора – Бу Андерссона – и предлагали ее вернуть в Тольятти. Этот вариант не рассматривается, следует из слов Мора.

Продажи Vesta, которая была выведена на рынок раньше Xray, уже набрали критическую массу для получения прибыли, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Седан Vesta производится с сентября 2015 г., а продается с ноября. Высокий хетчбэк Xray выпускается с декабря 2015 г. (в Тольятти), а продается с февраля 2016 г. В 2016 г. планируется выпустить около 60 000 Vesta и 20 000–25 000 Xray.

С начала года суточное производство Vesta выросло с 150 до 340 машин, рассказал две недели назад директор ижевского автозавода Михаил Рябов (его слова передал «Интерфакс»). При этом автомобилей Vesta, как и Xray, по-прежнему не хватает дилерам, отмечает один из них. По его словам, пользуясь высоким спросом на новинки, многие дилеры продают их только с дополнительным оборудованием, что позволяет им увеличить доходы и повысить обороты. В январе – мае 2016 г. рынок легковых автомобилей и LCV упал по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 14,7%, а продажи Lada – на 11%, гласят данные АЕБ.

Vesta первой вышла на самоокупаемость из-за более высокого в сравнении с Xray уровня локализации, продолжает Беспалов. Седан имеет новую вазовскую платформу, а Xray – глобальную платформу альянса Renault-Nissan (B0), который контролирует «АвтоВАЗ». Такую же платформу имеют несколько выпускаемых в России моделей: Lada Largus, Renault Logan, Nissan Almera и др.

Для «АвтоВАЗа» выход Vesta, второй по продажам модели Lada после Granta, в прибыль – важная новость, продолжает Беспалов. Это, по его мнению, поможет выходу компании из убытка.

«Основная моя цель сейчас – вернуть компанию к прибыльности, – сказал в интервью «Ведомостям» Мор. – Это займет какое-то время, самый ранний возможный срок – 2018 г.». Такой же прогноз и у Беспалова.

Для выхода в прибыльность новый президент помимо прочего собирается снизить долю закупок импортных комплектующих и узлов со скрытым импортом. «По каждому автомобилю, по каждой группе товаров есть дорожная карта – для поставщиков как первого, так и последующих уровней. Сейчас в приоритете локализация Vesta, Xray, – рассказывает Мор. – Также мы сотрудничаем с Renault и Nissan, потому что часть компонентов общие. В целом программа рассчитана на три года и касается выпускаемого и разрабатываемого модельного ряда». Подробности он не раскрыл. Но недавно, например, компания сообщила, что планирует расширить количество используемых моторов в Vesta. По словам источника, близкого к компании, добавится новый вазовский 1,8-литровый двигатель, которым уже комплектуется Xray.

Параллельно «АвтоВАЗ» хочет расширить продажи за счет экспорта. В 2015 г. он рухнул на 40% до примерно 30 000 шт., прежде всего из-за сокращения рынка в Казахстане, рассказывал весной Рябов. План на 2016 г. – поставить за рубеж около 50 000 автомобилей Lada, уточнял он. Но это было до назначения Мора президентом «АвтоВАЗа». Актуализированный план Мор не раскрыл, но отметил, что в течение пяти лет компания планирует удвоить – с 10 до 20% – долю экспорта Lada от общего производства в России.