Чистый убыток «АвтоВАЗа» вырос в 8 раз

Причина – обесценение производственных активов из-за недозагрузки мощностей
Конвейер «АвтоВАЗа» еще не скоро удастся загрузить на полную мощность/ Д. Абрамов/ Ведомости

Выручка «АвтоВАЗа» по МСФО в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. снизилась на 5% до 87,1 млрд руб., а чистый убыток увеличился в 8 раз до 27,15 млрд руб., говорится в отчете компании. Операционный убыток составил 27,6 млрд руб. против 5,16 млрд годом ранее. Основная причина ухудшения показателя – обесценение внеоборотных активов из-за низкого уровня использования производственных мощностей, объясняет «АвтоВАЗ». Чистый операционный убыток до обесценения внеоборотных активов был 8,6 млрд руб., отмечается в сообщении «АвтоВАЗа». Резервы под обесценение – почти 19 млрд руб. (годом ранее их не было).

Продажи Lada в России в первом полугодии в сравнении с прошлым годом упали на 11,6%, рынок легковых автомобилей сократился на 15%, по оценке «АвтоВАЗа». В первом полугодии «АвтоВАЗ» выпустил 200 424 машины (в Тольятти и Ижевске, в том числе по заказам альянса Renault-Nissan) и сборочных комплекта, сообщила компания. По итогам года выпуск может достичь 416 000 автомобилей и машинокомплектов, говорил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. Это на 23% меньше, чем в 2015 г., следует из годового отчета. Суммарная мощность заводов группы «АвтоВАЗ» в Тольятти и Ижевске – 1,1 млн автомобилей, сказал представитель группы. Получается, мощности загружены на 38%. Средняя загрузка автозаводов в России чуть выше – 40%, сообщал Минпромторг.

Убыток из России

Renault сообщила в четверг, что ее убыток от участия в «АвтоВАЗе» (эффективная доля – 37,3%) в первом полугодии 2016 г. составил 75 млн евро – на 14% меньше, чем годом ранее. Показатель прошлого года был скорректирован из-за того, что Renault теперь отчитывается без временного лага в три месяца. Видимо, произошла переоценка инвестиций, могли сказаться и курсовые колебания, комментирует Беспалов.

Чтобы увеличить загрузку, «АвтоВАЗ» развивает экспорт, осваивает новые рынки. На основном экспортном направлении – казахстанском – «АвтоВАЗ» из-за введенного с начала 2016 г. утилизационного сбора поменял бизнес-модель: вместо готовых машин он ввозит машинокомплекты для сборки разных моделей Lada (ранее это был только внедорожник 4x4) на мощностях партнера – группы «Бипэк авто – Азия авто». Оптимальная загрузка для автозаводов полного цикла – не менее 80%, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, на этот уровень «АвтоВАЗ» выйдет не ранее 2020 г. – для этого нужно удвоить производство.

При дальнейшем снижении загрузки «АвтоВАЗ» может увеличить размер резерва, комментирует партнер King & Spalding Илья Рачков. В этом случае компании будет еще сложнее привлекать новые кредиты на рынке, реструктурировать имеющиеся плюс возникает риск невыполнения ковенант, говорит он. «АвтоВАЗ» не первый год нарушает ковенанты (на конец июня 2016 г., к примеру, задолженность «АвтоВАЗа» по банковским кредитам, по которым не были выполнены ограничительные финансовые условия, составляла 35,13 млрд руб., сказано в отчете), но банки не требовали досрочного погашения. Это связано с активной господдержкой «АвтоВАЗа», имеющего важное значение для экономики, полагает Рачков.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн
Основной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,5%, СП «Ростеха», Renault, Nissan).
Капитализация – 14,96 млрд руб.
Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2016 г.) – 87,1 млрд руб.,
Чистый убыток – 27,15 млрд руб.

«Выполнение плана финансового оздоровления во II квартале показывает предварительные знаки небольших позитивных изменений, особенно в помесячном анализе», но компании «необходимо время для улучшения финансовых показателей «АвтоВАЗа», приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова Мора. Компанией «используются все инструменты и возможности, которые в том числе предоставляет нам поддержка со стороны государства и акционеров», добавляет он.

«АвтоВАЗ» – один из основных участников госпрограмм стимулирования спроса, на которые в 2016 г. выделено около 50 млрд руб. Помогают и акционеры: в 2015 г. Renault предоставила «АвтоВАЗу» заем в 3,4 млрд руб., а в 2016 г. одолжила еще 4 млрд руб. – для 100%-ной «дочки» «АвтоВАЗа», компании «Лада-имидж» (дистрибутор запасных частей), указано в отчете «АвтоВАЗа». Основной же мерой поддержки «АвтоВАЗа» станет докапитализация. Ее параметры будут утверждены в начале осени 2016 г. «Ростех» готов простить 20 млрд из 51 млрд руб. долга «АвтоВАЗа», а остальные 31 млрд – конвертировать в акции «АвтоВАЗа». Условия участия Renault пока непонятны.