Mercedes-Benz построит завод легковых автомобилей вместе с «Камазом»
Через СП «Даймлер Камаз рус» компания воспользуется льготами соглашения о промсборкеПартнером в строительстве завода легковых автомобилей Mercedes-Benz в России выступит «Камаз», рассказал «Ведомостям» гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Ян Мадея: «Нам нужно, чтобы партнер располагал соглашением о промсборке, и [«Камаз»] его имеет». У Daimler и «Камаза» есть паритетное совместное предприятие «Даймлер Камаз рус», которое входит в многостороннее соглашение о промышленной сборке с «АвтоВАЗом», Renault и Nissan. Соглашение дает льготы на ввоз автокомпонентов в обмен на увеличение мощностей и локализацию. «Камаз» будет партнером именно через соглашение о промсборке, подтвердил представитель предприятия, но инвестиций от «Камаза» не планируется.
«Даймлер Камаз рус» выпускает грузовики Mercedes-Benz и Fuso, а также строит завод каркасов кабин стоимостью 400 млн евро – в том числе для выполнения Daimler условий соглашения о промсборке, объяснял «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. У Daimler 15% «Камаза».
Просили ли партнеры включить в соглашение о промсборке легковые автомобили марки Mercedes-Benz, представители «Мерседес-Бенц рус» и «Камаза» не говорят. В Минэкономразвития России такая информация не поступала, сказал его представитель, а соглашение о промышленной сборке прекращает действовать в 2020 г.
Чиновники Минпромторга сообщали, что завод легковых автомобилей Mercedes-Benz появится в Московской области в индустриальном парке «Есипово» в Солнечногорском районе. Компания официально об этом не заявляла. Перед тем как строить завод в России, Daimler хочет согласовать рамочные условия – нужно понимать, что будет по завершении режима промсборки, так как примерно к этому сроку только и начнется серийный выпуск, даже если стройку начать сейчас, объясняет Мадея.
Выпуск машин Mercedes-Benz в Солнечногорском районе может начаться в 2019 г., говорил в июне зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин (цитата по «Интерфаксу»).
Условия проекта должны быть ясными и стабильными хотя бы 10 лет, речь идет о существенных инвестициях, продолжает Мадея. Он надеется договориться в ближайшие несколько месяцев и зафиксировать эти условия в специальном инвестиционном контракте (СПИК; дает преференции и гарантии от государства в обмен на инвестиции от 750 млн руб. – «Ведомости»). «Какие обсуждаются условия, я не могу сказать до завершения переговоров», – заключил Мадея. Представители Минпромторга и Фонда развития промышленности при Минпромторге (оператор СПИКа) на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Предполагается завод полного цикла мощностью до 25 000 автомобилей в год, говорил «Ведомостям» человек, знакомый с ходом переговоров. Партнеры параметры будущего проекта не раскрывают, Мадея сказал только, что завод будет выпускать продукцию, исходя из структуры продаж компании в России.
По словам представителя «Мерседес-Бенц рус», наиболее популярны в России модели C- и E-классов, GLS, GLA, GLE, GLC. В 2015 г. в России было продано 41 614 легковых Mercedes-Benz, в январе – июле 2016 г. – 22 093, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
После окончания режима промсборки государство скорее всего продолжит поддержку автопрома и ее прежде всего получат участники соглашений о промсборке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. У Daimler есть все шансы договориться с властями, считает он: мировой бренд и один из крупнейших инвесторов в российский автопром.
«Мы продолжаем расширять инфраструктуру, – говорит о стратегии Daimler в России Мадея. – Недавно открыли огромный логистический центр – склад запасных частей стоимостью 72 млн евро, строили год. Вложили около 11 млн евро в реконструкцию трехуровневого шоурума «Мерседес-Бенц плаза» на Ленинградском проспекте в Москве. И обратите внимание: реализовали эти проекты в середине кризиса, когда люди меньше всего предполагают инвестировать». «Российский автомобильный рынок продолжает падать (минус 14,4% за семь месяцев 2016 г., по оценке АЕБ), но мы видим приметы стабилизации. Например, в июле был зафиксирован небольшой – 1%-ный – рост наших продаж [легковых автомобилей], – отмечает Мадея. – Надеюсь, стабилизация наступит во второй половине 2016 г.». А в 2017 г., по его мнению, все будет зависеть от двух основных факторов – ситуации на рынке и курса рубля: «Курс неустойчив. Мы рассчитываем на его стабилизацию. В этом случае рост может составить 3–7%».