Легковой автомобиль в России обесценивается все быстрее

Личный транспорт остается для среднего россиянина дорогим удовольствием
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Потеря стоимости автомобиля, основная статья затрат российского автовладельца, ощутимо выросла за последний год, говорится в ежегодном исследовании PwC за 2016 г. Общая стоимость владения автомобилем в России остается сопоставимой с аналогичными расходами в развитых странах, но при этом существенно превышает средние доходы граждан, т. е. в России гражданину со средним доходом машина обходится существенно дороже, чем человеку со сходным социальным статусом за рубежом.

Потеря стоимости автомобиля по истечении трех лет в 2016 г. составила от 31% от общей стоимости владения для компактных автомобилей (класс B) до 47% для бизнес-класса (класс E) (см. график 1). За год она больше всего выросла для машин классов B и E и компактных кроссоверов – от 7 до 12%, подсчитали в PwC. Увеличение потери стоимости, которая определяется как разница между ценой нового автомобиля и аналогичного трехлетнего с пробегом, вызвано опережающим ростом цен новых автомобилей перед подержанными. Цены на первичном рынке росли в первую очередь в следствие увеличения рублевых издержек производителей из-за роста курсов валют.

Время не в нашу пользу

Потеря стоимости (амортизация) составляет почти половину стоимости владения автомобилем в развитых странах – например, в США для класса E и внедорожников – 49%, для среднего класса (D) – 47,5%, для гольф-класса (C) – 42%. Стоимость автомобиля в Германии падает стремительно в течение первого года покупки, затем постепенно замедляется, пишет немецкое издание Focus. В среднем новый автомобиль в первый год и 15 000 км пробега потеряет примерно 24%, потом ежегодно от 5 до 6%

При этом общая стоимость владения автомобилем в России снизилась за год для всех классов автомобилей. Это произошло из-за снижения ключевой процентной ставки с 17 до 11%, что привело к снижению средней ставки автокредита с 21,5% (в январе 2015 г.) до 16,1% (в январе 2016 г., при первоначальном взносе 50% от стоимости машины). Самая низкая процентная ставка действует для компактных автомобилей (класс B), попадающих под госпрограмму льготного кредитования, – 13,1%. Переплата по кредиту составляет 12–22% от общей стоимости автомобиля, подсчитали эксперты.

Также за год снизилась стоимость страховки каско – в среднем на 23% по всем классам, кроме дорогих внедорожников (свыше 3 млн руб.). На снижение стоимости владения повлияло значительное снижение среднего пробега автомобилей – на 24% – за счет введения в крупных городах платных парковок, развития каршеринга, улучшения доступности такси, использования общественного транспорта и велосипедов. В стоимости владения также учитываются расходы на топливо, плановое техобслуживание, налоги и сборы, зимнюю резину, мойку и парковку (только для Москвы) (см. график 2).

Для каких машин считали расходы

В исследовании PwC сопоставлялись расходы российских автовладельцев на начало 2016 г. В расчет брались затраты на покупку в кредит и эксплуатацию в течение первых трех лет новых легковых автомобилей в крупных городах. Отдельно учитывались автомобили восьми классов (по пяти самым популярным моделям в каждом классе, см. слайд-шоу) в базовой комплектации с бензиновым мотором и АКПП. Показатели сравнивались с аналогичными на начало 2015 г.

Более наглядным показателем стоимости владения являются средние затраты на километр пробега, которые в России варьируются от 11,9 руб. (для класса B) до 56,2 руб. (для полноразмерных внедорожников стоимостью свыше 3 млн руб.) (см. график 3). Аналогичный показатель для США находится в пределах 24,1 руб. ($0,37, по курсу на 30.08.2016 г.) для гольф-класса до 38,4 руб. ($0,59) для внедорожников. В Германии километр за рулем гольф-класса обходится в 34 руб. (0,44 евро), внедорожника уровня Ford Explorer и Volkswagen Touareg – в 57 руб (0,75 евро), следует из данных Adac.

«В абсолютных показателях стоимость владения на 1 км в России ниже Германии и США, однако стоит принимать во внимание скачок курса доллара и евро к рублю почти в 1,5–2 раза (при том что инфляция в России не успела догнать такое резкое увеличение), – говорит партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Олег Малышев. – При старом курсе стоимость для России окажется выше либо сопоставимой с расходами на 1 км для США и Германии». В 2012 г. PwC рассчитывала, что стоимость владения автомобилем гольф-класса у нас выше, чем в США, на 40% и сходна с показателем Великобритании.

«Но если сопоставить затраты на содержание автомобиля с доходом на душу населения, получится, что для гражданина России стоимость владения автомобилем будет в несколько раз выше, чем для граждан США и Германии», – продолжает Малышев. Для россиянина стоимость владения автомобилем в показателях среднедушевого денежного дохода составляет около 135% (по четырем выбранным для сравнения классам), этот показатель для США составляет порядка 20%, для Германии – 48% (см. график 4). Это означает, что далеко не каждый житель России может позволить себе автомобиль, тогда когда в Западной Европе и США владение им большинству ненакладно.

Высокая стоимость владения автомобилем в России также объясняется более высокими ценами на них и дорогими страховками – в России страхование автомобиля может превысить в 2–3 раза стоимость страховки в развитых странах. Ставки по автокредитам в России также выше, 16% в среднем в России по сравнению с 3,2% и 2,95% в среднем в США и Германии, указывает Малышев.

В подготовке статьи участвовала Виктория Сункина

Читать ещё
Preloader more