Старость не катит

Как кризис состарил российский автопарк

Легковой автопарк России стареет: три кризисных года отбросили его в состояние конца 2000-х. Средний возраст автомобиля по итогам 2015 г., как подсчитало агентство «Автостат» на основе данных о продажах новых авто, регистрации и выбытии, составил 12,5 года. Локальный минимум был зафиксирован по итогам 2011 г. – 11,8, а максимум в 12,7 – по итогам 2008 г.

Процесс старения автопарка следует за состоянием экономики, хотя и с некоторым отставанием по темпам, объясняет управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Топ рейтинга в основном корреспондирует с экономическим состоянием региона, отмечает главный аналитик «Автостата» Андрей Топтун. Из десятки регионов с самыми молодыми автомобилями пять входят в первую десятку по ВРП, еще три – во вторую. Из них только Самарская область – регион, где сравнительная молодость автопарка объясняется наличием местного производства. Там большой парк новых отечественных машин и их часто меняют: средний возраст «Лады» при первой продаже на родине – меньше четырех лет.

Старение автопарка затронуло все регионы. По состоянию на конец 2015 г. только в трех регионах средний возраст авто не превышал 10 лет – в Татарстане, ХМАО и Москве, – годом раньше их было пять (плюс Самарская обл. и Пермский край). В группе аутсайдеров – Дальний Восток плюс Калининград – средний возраст машин приблизился к 20 годам. В этих регионах традиционно абсолютное большинство автопарка составляют иномарки, импортированные из Японии и Германии соответственно, причем значительная часть – до введения в 2009 г. запретительно высоких пошлин. С тех пор на Дальнем Востоке появились дилеры европейских марок, в Калининграде и Владивостоке – сборочные производства, но существенного влияния на структуру автопарка они не оказали: люди продолжают ездить на старых машинах, ссылаясь на доступность запчастей и сервиса даже для давно снятых с производства моделей.

Чтобы автопарк молодел, количество новых автомобилей должно превышать количество выбывающих. В тучные годы соотношение было примерно 2:1, а сейчас – почти 1:1, и там и там порядка 1,5 млн авто в год. Продажи новых авто в кризис падают из-за сокращения реальных доходов, роста цен на авто и высоких ставок по кредитам, а выбытие сейчас стимулируется программой утилизации. То есть предпосылок для омоложения парка практически нет и в ближайшем будущем они вряд ли появятся, а значит, Россия останется страной машин предпенсионного возраста.