Бывший дилер Kia требует с дистрибутора компенсации затрат

Свои убытки от расторжения контракта он оценил в 96 млн рублей
Бывший дилер марки не успел построить постоянный центр в Архангельске / Максим Стулов/ Ведомости

Бывший дилер Kia в Архангельске ООО «Аксель авто» (входит в «Аксель групп») требует от «Киа моторс рус» компенсации за расторжение контракта. Об этом рассказал административный директор группы Андрей Кузьмин. Дистрибутор не продлил контракт с дилером, что повлекло существенные убытки: 46 млн руб. было потрачено на аренду и переоборудование дилерского центра, 17 млн руб. составили убытки от операционной деятельности за год, включая затраты на рекламу и персонал, 33 млн руб – упущенная выгода, рассчитанная на семь лет работы центра, объясняет Кузьмин. Дилер отправил импортеру претензию, где требует возместить ущерб, в мае подал заявление в Арбитражный суд Москвы. Предварительное заседание назначено на 3 августа. В базе арбитражного суда указана сумма иска 50 000 руб. По словам Кузьмина, компания требует 96 млн руб.

«Аксель авто» стал официальным дилером Kia в 2015 г. Соглашение предполагало два этапа: на первом дилер должен был оборудовать временный дилерский центр, на втором – построить в центре Архангельска постоянный центр. Открытие временного центра состоялось 1 ноября 2015 г., новый должен был открыться 1 ноября 2017 г. Стороны заключили договор на год – с 20 октября 2015 г. по 31 октября 2016 г. «Изначально мы настаивали на пятилетнем сроке, но импортер отказал», – вспоминает Кузьмин. По его словам, предполагалось продление договора.

В ноябре 2016 г. «Киа моторс рус» расторгла контракт, усомнившись в том, что мы построим дилерский центр, рассказывает Кузьмин. По его словам, компания просила дистрибутора продлить контракт, после чего приступила бы к строительству. «Коробка строится быстро, мы бы все успели за девять месяцев или год», – говорит Кузьмин. Строительство нового центра оценивалось в 350 млн руб. Во временном центре «Аксель авто» сейчас продает подержанные автомобили. Дилеров в Архангельске у Kia сейчас нет, ближайший центр – в Северодвинске, дилер – «Авторитет», сказано на сайте импортера.

В пресс-службе «Киа моторс рус» воздержались от комментариев до окончания судебного процесса с «Аксель авто».

Когда у автохолдинга РРТ возникли небольшие трудности, Hyundai сразу расторгла контракт, несмотря на то что до этого РРТ инвестировал в строительство трех зданий около 700 млн руб. и не получил в результате от этого бизнеса никакой прибыли, вспоминает гендиректор Объединенной автомобильной корпорации Олег Барабанов (ранее владел 90% РРТ). Дилеры часто недовольны сотрудничеством с корейскими брендами, добавил он.

Импортеры часто навязывают свои условия дилерам, говорит гендиректор автохолдинга «Максимум» и вице-президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Вадим Арустамян. «Аксель групп» обратилась в РОАД за поддержкой. Помимо внезапного расторжения контракта импортер может поручить строить огромный дилерский центр, заведомо зная, что он не окупаем, внезапно изменить стандарты оформления шоурума, заставить продавать неликвидные автомобили, запретить разделять зал для продажи другого бренда и в целом делать инвестиции, которые никогда не окупятся, рассказывает Арустамян. РОАД и производители готовят двустороннее соглашение, в котором будут прописаны возможные варианты дискриминации и будет юридически обязывающая составляющая, говорит глава РОАД Олег Мосеев. В последние годы ситуация, по его словам, улучшается. «Сейчас у большинства дистрибуторов либо пятилетние, либо бессрочные контракты, годовые контракты остались, как правило, лишь в случае временных решений», – отметил он.

«В целом за исключением отдельных случаев нет повальной дискриминации дилеров со стороны импортеров, последние не заинтересованы в уничтожении собственных дилерских сетей, у всех одна цель – продать больше автомобилей и обезопасить себя от рисков. Кроме того, сейчас началось движение этих участников рынка навстречу друг другу – после подписания документа между производителями и дилерами ситуация на рынке станет менее напряженной», – говорит заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов.

У «Аксель групп» в Архангельске есть центры Lexus, Volkswagen и Toyota, сказано на ее сайте. Группа также является дилером BMW, Mini, Renault и кроме Петербурга работает в Мурманске, Мончегорске.