Новый президент GM: «Хочу привить GM дух победы, а не выживания»

Для ветерана компании Марка Реуса повышение – не только профессиональный, но и личный вызов: его отца уволили с должности президента GM 26 лет назад
Марк Реус, новый президент GM /BILL PUGLIANO / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

Будущее автопрома за самоуправляющимися автомобилями. Так General Motors объяснила в ноябре 2018 г., почему ее президент Дэн Амман переходит в дочерний стартап Cruise и переезжает из Детройта в штаб-квартиру Cruise в Сан-Франциско. Стартап, в котором занято более 1000 человек, уже оценивается в $14,6 млрд.

У Марка Реуса, который стал президентом автопроизводителя с 1 января (в GM это вторая по статусу должность после гендиректора), будет меньше влияния, чем у Аммана: в прошлом году у президента отобрали ряд полномочий. Ответственность за глобальный бизнес компании и работу подразделения GM Financial передали гендиректору Мэри Барре. Ответственность за экономическое развитие компании – финансовому директору Дивье Сурьядеваре. Так что Реусу останутся в основном вопросы разработки и производства. Впрочем, если Амман был финансистом, то Реус по образованию инженер.

Марк Реус родился 54 года назад в Детройте, его отец Ллойд Реус делал успешную карьеру в GM. Часто он брал сына на автомобильные мероприятия в разных уголках страны и так привил ему любовь к машинам и автогонкам. И проблем с выбором специальности и места работы у Марка Реуса не было: он начал работать в GM, еще будучи студентом инженерного факультета Университета Вандербильта.

General Motors Company

Автомобильный концерн

Акционеры (данные компании на 1 апреля 2018 г., Refinitiv): UAW Retiree Medical Benefits Trust (7,1%), в свободном обращении 92,7%, крупнейшие институциональные инвесторы – Vanguard Group (6,9%), Capital World Investors (5,95%).
Капитализация – $49,1 млрд.
Финансовые показатели
(девять месяцев 2018 г.):
выручка – $108,7 млрд,
чистая прибыль – $5,9 млрд.
Продажи автомобилей
(девять месяцев 2018 г.) – 6,1 млн шт. (8,7% мирового авторынка).
Производит автомобили под брендами Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC, Holden и др.

«Я крайне горд, что вся моя карьера прошла в GM», – говорил Марк Реус CNBC. Хотя в 1992 г. все могло резко измениться. К тому времени Ллойд Реус дослужился до поста президента компании, Марк Реус работал инженером на мичиганском заводе GM. Однажды он, выезжая из дома на работу, положил в машину смокинг: вечером предстоял торжественный прием в честь 35-летия карьеры отца в GM. Но днем позвонила мать и сообщила, что отца уволили. Поводом стали финансовые неудачи GM с 1990 по 1992 г.: GM потеряла $30,3 млрд, и совет директоров компании принес президента в жертву инвесторам-активистам. Позже Марк Реус признавался Automotive News, что оказался на распутье «и не знал, что делать», но в конце концов все-таки решил продолжить карьеру в GM.

Школа управления в Австралии

Поднимаясь по служебной лестнице, Марк Реус на переломе веков отвечал за внедрение в производство Pontiac Aztek – среднеразмерного кроссовера с крайне необычным дизайном (британское издание Top Gear включило Aztek в десятку самых некрасивых машин). Поклонники сериала «Во все тяжкие» должны хорошо знать его: на этой модели ездил Уолтер Уайт. Aztek поступил в продажу в 2001 г. и был снят с производства уже в 2005 г.

Но к этому моменту Реус уже ушел на повышение: в 2001 г. ему поручили руководить разработкой гоночных машин Cadillac серии V и Chevrolet SS. Эти автомобили никогда не приносили много прибыли GM, зато их вклад в имидж компании трудно переоценить. Так что эта работа – одна из важнейших ступеней в карьере Реуса, отмечает CNBC.

В начале 2008 г. Реуса отправили в Австралию – президентом дочерней компании Holden. Она была основана еще в XIX в. и принадлежит GM с 1931 г. Как пишет Automotive News, в таком гиганте, как GM, очень мало руководителей, которым приходится отвечать за все аспекты бизнеса – от производства до кадровой политики. Находящийся на другом конце света Holden – редкое исключение.

Сделать GM снова великой

Осенью 2009 г. Реус вернулся в США на пост вице-президента, курирующего инженерные вопросы. К этому моменту GM уже была объявлена банкротом, ее крупнейшим акционером стало правительство США. Ему нужен был антикризисный менеджер, и выбор чиновников пал на Эдварда Уитэйкра, создателя телекоммуникационного гиганта AT&T. Ради этого его вытащили с ранчо, где он коротал дни на заслуженной пенсии. Всего через три дня после назначения Уитэйкр сменил большинство топ-менеджеров GM. 46-летний Реус был повышен до должности президента GM по Северной Америке.

Без руля и педалей

GM выложила за разработчика беспилотных машин Cruise $1 млрд в марте 2016 г. GM нужна была технология, чтобы конкурировать с похожими проектами Ford, Waymo (бренд принадлежит Alphabet) и других компаний. Президент GM Дэн Амманн лично вел сделку, сообщала компания.  С тех пор оценка стоимости Cruise перевалила за $14,6 млрд. В мае 2018 г. SoftBank приобрел 19,6% ее акций за $2,25 млрд, а через полгода Honda купила 5,7% акций за $750 млн и обязалась вложить $2 млрд в разработку за 12 лет. Когда GM покупала Cruise, это был стартап с 40 работниками. Он предлагал оборудование, позволяющее владельцам ряда машин (главным образом Audi S4) ехать по автобанам, не держа руки на руле. Сейчас у компании более 1000 сотрудников. Ее основатели Кайл Вогт и Дэн Кэн объясняли, что все больше времени у них стало уходить не на развитие технологии, а на менеджерские хлопоты. Пришлось звать на помощь Аммана. Последний шутил, когда стало известно, что пост президента GM он меняет на должность гендиректора стартапа: «Я 80% времени тратил на GM и 80% на Cruise, так что смогу 160% времени посвящать теперь Cruise. Настало самое время применить всю мою энергию» (цитата по Business Insider). Цель Cruise – создать серийный автомобиль с автопилотом для городского движения. Называется он Cruise AV, создан на базе электрокара Chevrolet Bolt и лишен руля и педалей. Это дает дополнительное пространство для пассажира: использовать Cruise AV планируется для каршеринга.  Business Insider сообщал, что GM планировала поставить Cruise AV в график производства уже в этом, 2019 году, но пока его там нет.

«Мы вывели наверх новое, более молодое поколение менеджеров, которое в других условиях, может быть, ждало бы шанса очень долго. То есть мы скроили заново команду топ-менеджеров», – рассказывал «Ведомостям» Дэн Акерсон, сменивший Уитэйкра на посту гендиректора GM в 2010 г.

Реус твердил журналистам: «Хочу привить GM дух победы, а не выживания» (цитата по Automotive News). Его мечтой было сделать GM снова великой, как на заре карьеры его отца – до того, как японские машины ворвались на американский рынок. И еще Реус хотел, чтобы GM и ее бренды люди любили так же, как дети обожают Disney.

Когда в сентябре 2010 г. в GM пришел Акерсон, Реус убедил его отправить более 20 000 сотрудников и дилеров GM на 2,5-дневный обучающий тренинг, который проводила Disney. Сам он стал носить бейдж, сделанный в духе сотрудника Disneyland, на котором было написано: «Марк. Детройт (Мичиган)».

Реус берет пример со Стива Джобса, рассказывает Automotive News. Он доказывал, что шоурумы надо делать как можно интереснее и гостеприимнее, и устраивал для дилеров показы новых моделей в стиле презентаций iPhone.

При нем впервые за 10 лет GM собрала 2500 сотрудников, занимающихся дистрибуцией, чтобы показать им разрабатываемые продукты и обсудить финансовое положении компании. Каждому менеджеру из штаб-квартиры поручили курировать одного из дилеров, показателями которых Реус был недоволен. Реус тоже взял себе подшефного дилера и каждый месяц проводил с ним трехчасовую встречу.

Не стоит думать, что Реус всегда ведет себя мило. Как-то один из высокопоставленных бренд-менеджеров назвал автомобили GM «самыми конкурентоспособными». Реус отправил ему письмо с заголовком «Блевать тянет». «Конкурентоспособность – она как овсянка. Никогда не упоминай этого слова», – приказывал он в письме. «Мы здесь не для того, чтобы быть конкурентоспособными. Мы здесь, чтобы быть лучшими», – цитирует его Automotive News.

Возвращение Cadillac в Детройт

В 2013 г. Акерсон объявил, что уходит из GM, чтобы проводить больше времени с женой: у нее диагностировали позднюю стадию рака. Претендентов на его пост было три: Реус, финансовый директор Амман и исполнительный вице-президент Барра.

Любовь к олдтаймерам и автогонкам

Когда Реус обзавелся собственным кабинетом, то первым делом повесил на стену в виде украшения капот спорткара.
«Я люблю возиться со старыми автомобилями», – рассказывал он студентам бизнес-школы Университета Дьюка, которую сам окончил в 1990 г. Первой машиной Реуса стал Chevrolet Camaro 1967 г., который он вернул к жизни собственноручно. «Всего я купил, отремонтировал и продал 20 машин <...> У меня [были] Chevrolet Corvette 1954 г., и 1962 г. – первая модель с механической системой впрыска топлива, – и [Corvette] 1963 г. – купе с окном, разделенным надвое. Через восемь месяцев работы в Австралии я купил и восстановил Holden 1959 г. У семьи и у меня с этой машиной связано столько воспоминаний, что я привез ее с собой домой».
У Реуса есть сертификат водителя-испытателя Нюрбургринга (Германия), лицензии на участие в гонках FIA C и IMSA Road Racing в США. Но в июне прошлого года на этапе серии IndyCar в Детройте случился конфуз.
Реус сидел за рулем машины безопасности, которая едет впереди гонщиков на прогревочных кругах перед тем как болиды стартуют с хода. На повороте его Chevrolet Corvette ZR1 занесло. Реус врезался в бетонное ограждение трека, разбил передок машины и засыпал трассу обломками. Он и его пассажир отделались легким испугом и сильным чувством стыда – гонку пришлось отложить на полчаса.
GM в пресс-релизе сослалась на «многочисленные обстоятельства, включая погоду и состояние трассы», хотя день был сухой и солнечный. 

В итоге гендиректором впервые стала женщина – Барра. Аммана назначили президентом (это место было вакантным с 2009 г.). А Реус занял прежнюю должность Барры – исполнительного вице-президента по развитию, продажам и снабжению. Руководством из кабинета он не ограничивался и частенько менял галстук и пиджак на шлем и огнеупорный комбинезон испытателя новых моделей, передает CNBC.

В июне этого года у Реуса прибавилось полномочий. Чтобы у Аммана было больше времени для работы с Cruise, у президента отобрали в пользу Реуса ответственность за планирование и разработку продукции и бренд Cadillac. За три года до этого штаб-квартира этого бренда переехала из Детройта в модный район Сохо в Нью-Йорке. По словам президента Cadillac Йохана де Найсена, это помогло дистанцировать разработку люксовых машин от других моделей – иначе американские инженеры и дизайнеры адаптировали существующие решения GM, вместо того чтобы придумывать идеи, конкурирующие с решениями Audi, BMW и Mercedes. «Cadillac теперь как стартап», – говорил де Найсен в интервью «Ведомостям». Он добился от GM карт-бланша, выделения бренда в отдельную компанию и обещания инвестировать в Cadillac $12 млрд за пять лет.

Глобальные продажи Cadillac росли, но в США – падали. И в апреле прошлого года де Найсена уволили. А Реус, получив контроль над Cadillac, перевез штаб-квартиру бренда из Нью-Йорка обратно в Детройт. Возвращение в Детройт «приблизит команду, отвечающую за развитие бренда Cadillac, к тем, кто создает новые машины, включая проектирование, инженерию, закупки и производство, обеспечивая полную интеграцию глобальной стратегии роста Cadillac», – заявил тогда представитель GM изданию Automotive News.

Но другую инициативу де Найсена – каждые полгода до 2022 г. выпускать на рынок новую или обновленную модель Cadillac – Реус отменять не стал.

В 2019 г. GM планирует прекратить выпуск для Северной Америки шести моделей – Buick LaCrosse, Cadillac CT6 и XTS, Chevrolet Impala, Cruze и Volt. За последние шесть лет на эти модели пришлось 46% продаж GM в США. Но по сравнению с 2012 г. спрос на них сократился примерно вдвое. Правда, почти все эти модели по-прежнему будут производиться для других рынков. Например, LaCrosse и CT6 будут выпускаться в Китае, Cruze – в Мексике, Китае и Бразилии. В случае чего можно дать задний ход и импортировать их в Америку, отмечает Automotive News.

Но GM надеется, что до этого дело не дойдет. Задача Реуса – выпустить им на смену новые бестселлеры, которые будут работать на аккумуляторах или топливных элементах. До 2023 г. GM обещает представить 20 таких машин.