Статья опубликована в № 4729 от 10.01.2019 под заголовком: Марк Реус: «Хочу привить GM дух победы, а не выживания»

Новый президент GM: «Хочу привить GM дух победы, а не выживания»

Для ветерана компании Марка Реуса повышение – не только профессиональный, но и личный вызов: его отца уволили с должности президента GM 36 лет назад
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Будущее автопрома за самоуправляющимися автомобилями. Так General Motors объяснила в ноябре 2018 г., почему ее президент Дэн Амман переходит в дочерний стартап Cruise и переезжает из Детройта в штаб-квартиру Cruise в Сан-Франциско. Стартап, в котором занято более 1000 человек, уже оценивается в $14,6 млрд.

У Марка Реуса, который стал президентом автопроизводителя с 1 января (в GM это вторая по статусу должность после гендиректора), будет меньше влияния, чем у Аммана: в прошлом году у президента отобрали ряд полномочий. Ответственность за глобальный бизнес компании и работу подразделения GM Financial передали гендиректору Мэри Барре. Ответственность за экономическое развитие компании – финансовому директору Дивье Сурьядеваре. Так что Реусу останутся в основном вопросы разработки и производства. Впрочем, если Амман был финансистом, то Реус по образованию инженер.

Марк Реус родился 54 года назад в Детройте, его отец Ллойд Реус делал успешную карьеру в GM. Часто он брал сына на автомобильные мероприятия в разных уголках страны и так привил ему любовь к машинам и автогонкам. И проблем с выбором специальности и места работы у Марка Реуса не было: он начал работать в GM, еще будучи студентом инженерного факультета Университета Вандербильта.

General Motors Company

Автомобильный концерн

Акционеры (данные компании на 1 апреля 2018 г., Refinitiv): UAW Retiree Medical Benefits Trust (7,1%), в свободном обращении 92,7%, крупнейшие институциональные инвесторы – Vanguard Group (6,9%), Capital World Investors (5,95%).
Капитализация – $49,1 млрд.
Финансовые показатели
(девять месяцев 2018 г.):
выручка – $108,7 млрд,
чистая прибыль – $5,9 млрд.
Продажи автомобилей
(девять месяцев 2018 г.) – 6,1 млн шт. (8,7% мирового авторынка).
Производит автомобили под брендами Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC, Holden и др.

«Я крайне горд, что вся моя карьера прошла в GM», – говорил Марк Реус CNBC. Хотя в 1992 г. все могло резко измениться. К тому времени Ллойд Реус дослужился до поста президента компании, Марк Реус работал инженером на мичиганском заводе GM. Однажды он, выезжая из дома на работу, положил в машину смокинг: вечером предстоял торжественный прием в честь 35-летия карьеры отца в GM. Но днем позвонила мать и сообщила, что отца уволили. Поводом стали финансовые неудачи GM с 1990 по 1992 г.: GM потеряла $30,3 млрд, и совет директоров компании принес президента в жертву инвесторам-активистам. Позже Марк Реус признавался Automotive News, что оказался на распутье «и не знал, что делать», но в конце концов все-таки решил продолжить карьеру в GM.

Школа управления в Австралии

Поднимаясь по служебной лестнице, Марк Реус на переломе веков отвечал за внедрение в производство Pontiac Aztek – среднеразмерного кроссовера с крайне необычным дизайном (британское издание Top Gear включило Aztek в десятку самых некрасивых машин). Поклонники сериала «Во все тяжкие» должны хорошо знать его: на этой модели ездил Уолтер Уайт. Aztek поступил в продажу в 2001 г. и был снят с производства уже в 2005 г.

Но к этому моменту Реус уже ушел на повышение: в 2001 г. ему поручили руководить разработкой гоночных машин Cadillac серии V и Chevrolet SS. Эти автомобили никогда не приносили много прибыли GM, зато их вклад в имидж компании трудно переоценить. Так что эта работа – одна из важнейших ступеней в карьере Реуса, отмечает CNBC.

В начале 2008 г. Реуса отправили в Австралию – президентом дочерней компании Holden. Она была основана еще в XIX в. и принадлежит GM с 1931 г. Как пишет Automotive News, в таком гиганте, как GM, очень мало руководителей, которым приходится отвечать за все аспекты бизнеса – от производства до кадровой политики. Находящийся на другом конце света Holden – редкое исключение.

Сделать GM снова великой

Осенью 2009 г. Реус вернулся в США на пост вице-президента, курирующего инженерные вопросы. К этому моменту GM уже была объявлена банкротом, ее крупнейшим акционером стало правительство США. Ему нужен был антикризисный менеджер, и выбор чиновников пал на Эдварда Уитэйкра, создателя телекоммуникационного гиганта AT&T. Ради этого его вытащили с ранчо, где он коротал дни на заслуженной пенсии. Всего через три дня после назначения Уитэйкр сменил большинство топ-менеджеров GM. 46-летний Реус был повышен до должности президента GM по Северной Америке.

Без руля и педалей
Без руля и педалей

GM выложила за разработчика беспилотных машин Cruise $1 млрд в марте 2016 г. GM нужна была технология, чтобы конкурировать с похожими проектами Ford, Waymo (бренд принадлежит Alphabet) и других компаний. Президент GM Дэн Амманн лично вел сделку, сообщала компания.  С тех пор оценка стоимости Cruise перевалила за $14,6 млрд. В мае 2018 г. SoftBank приобрел 19,6% ее акций за $2,25 млрд, а через полгода Honda купила 5,7% акций за $750 млн и обязалась вложить $2 млрд в разработку за 12 лет. Когда GM покупала Cruise, это был стартап с 40 работниками. Он предлагал оборудование, позволяющее владельцам ряда машин (главным образом Audi S4) ехать по автобанам, не держа руки на руле. Сейчас у компании более 1000 сотрудников. Ее основатели Кайл Вогт и Дэн Кэн объясняли, что все больше времени у них стало уходить не на развитие технологии, а на менеджерские хлопоты. Пришлось звать на помощь Аммана. Последний шутил, когда стало известно, что пост президента GM он меняет на должность гендиректора стартапа: «Я 80% времени тратил на GM и 80% на Cruise, так что смогу 160% времени посвящать теперь Cruise. Настало самое время применить всю мою энергию» (цитата по Business Insider). Цель Cruise – создать серийный автомобиль с автопилотом для городского движения. Называется он Cruise AV, создан на базе электрокара Chevrolet Bolt и лишен руля и педалей. Это дает дополнительное пространство для пассажира: использовать Cruise AV планируется для каршеринга.  Business Insider сообщал, что GM планировала поставить Cruise AV в график производства уже в этом, 2019 году, но пока его там нет.

«Мы вывели наверх новое, более молодое поколение менеджеров, которое в других условиях, может быть, ждало бы шанса очень долго. То есть мы скроили заново команду топ-менеджеров», – рассказывал «Ведомостям» Дэн Акерсон, сменивший Уитэйкра на посту гендиректора GM в 2010 г.

Реус твердил журналистам: «Хочу привить GM дух победы, а не выживания» (цитата по Automotive News). Его мечтой было сделать GM снова великой, как на заре карьеры его отца – до того, как японские машины ворвались на американский рынок. И еще Реус хотел, чтобы GM и ее бренды люди любили так же, как дети обожают Disney.

Когда в сентябре 2010 г. в GM пришел Акерсон, Реус убедил его отправить более 20 000 сотрудников и дилеров GM на 2,5-дневный обучающий тренинг, который проводила Disney. Сам он стал носить бейдж, сделанный в духе сотрудника Disneyland, на котором было написано: «Марк. Детройт (Мичиган)».

Реус берет пример со Стива Джобса, рассказывает Automotive News. Он доказывал, что шоурумы надо делать как можно интереснее и гостеприимнее, и устраивал для дилеров показы новых моделей в стиле презентаций iPhone.

При нем впервые за 10 лет GM собрала 2500 сотрудников, занимающихся дистрибуцией, чтобы показать им разрабатываемые продукты и обсудить финансовое положении компании. Каждому менеджеру из штаб-квартиры поручили курировать одного из дилеров, показателями которых Реус был недоволен. Реус тоже взял себе подшефного дилера и каждый месяц проводил с ним трехчасовую встречу.

Не стоит думать, что Реус всегда ведет себя мило. Как-то один из высокопоставленных бренд-менеджеров назвал автомобили GM «самыми конкурентоспособными». Реус отправил ему письмо с заголовком «Блевать тянет». «Конкурентоспособность – она как овсянка. Никогда не упоминай этого слова», – приказывал он в письме. «Мы здесь не для того, чтобы быть конкурентоспособными. Мы здесь, чтобы быть лучшими», – цитирует его Automotive News.

Возвращение Cadillac в Детройт

В 2013 г. Акерсон объявил, что уходит из GM, чтобы проводить больше времени с женой: у нее диагностировали позднюю стадию рака. Претендентов на его пост было три: Реус, финансовый директор Амман и исполнительный вице-президент Барра.

Любовь к олдтаймерам и автогонкам

Когда Реус обзавелся собственным кабинетом, то первым делом повесил на стену в виде украшения капот спорткара.
«Я люблю возиться со старыми автомобилями», – рассказывал он студентам бизнес-школы Университета Дьюка, которую сам окончил в 1990 г. Первой машиной Реуса стал Chevrolet Camaro 1967 г., который он вернул к жизни собственноручно. «Всего я купил, отремонтировал и продал 20 машин <...> У меня [были] Chevrolet Corvette 1954 г., и 1962 г. – первая модель с механической системой впрыска топлива, – и [Corvette] 1963 г. – купе с окном, разделенным надвое. Через восемь месяцев работы в Австралии я купил и восстановил Holden 1959 г. У семьи и у меня с этой машиной связано столько воспоминаний, что я привез ее с собой домой».
У Реуса есть сертификат водителя-испытателя Нюрбургринга (Германия), лицензии на участие в гонках FIA C и IMSA Road Racing в США. Но в июне прошлого года на этапе серии IndyCar в Детройте случился конфуз.
Реус сидел за рулем машины безопасности, которая едет впереди гонщиков на прогревочных кругах перед тем как болиды стартуют с хода. На повороте его Chevrolet Corvette ZR1 занесло. Реус врезался в бетонное ограждение трека, разбил передок машины и засыпал трассу обломками. Он и его пассажир отделались легким испугом и сильным чувством стыда – гонку пришлось отложить на полчаса.
GM в пресс-релизе сослалась на «многочисленные обстоятельства, включая погоду и состояние трассы», хотя день был сухой и солнечный. 

СвернутьПрочитать полный текст

В итоге гендиректором впервые стала женщина – Барра. Аммана назначили президентом (это место было вакантным с 2009 г.). А Реус занял прежнюю должность Барры – исполнительного вице-президента по развитию, продажам и снабжению. Руководством из кабинета он не ограничивался и частенько менял галстук и пиджак на шлем и огнеупорный комбинезон испытателя новых моделей, передает CNBC.

В июне этого года у Реуса прибавилось полномочий. Чтобы у Аммана было больше времени для работы с Cruise, у президента отобрали в пользу Реуса ответственность за планирование и разработку продукции и бренд Cadillac. За три года до этого штаб-квартира этого бренда переехала из Детройта в модный район Сохо в Нью-Йорке. По словам президента Cadillac Йохана де Найсена, это помогло дистанцировать разработку люксовых машин от других моделей – иначе американские инженеры и дизайнеры адаптировали существующие решения GM, вместо того чтобы придумывать идеи, конкурирующие с решениями Audi, BMW и Mercedes. «Cadillac теперь как стартап», – говорил де Найсен в интервью «Ведомостям». Он добился от GM карт-бланша, выделения бренда в отдельную компанию и обещания инвестировать в Cadillac $12 млрд за пять лет.

Глобальные продажи Cadillac росли, но в США – падали. И в апреле прошлого года де Найсена уволили. А Реус, получив контроль над Cadillac, перевез штаб-квартиру бренда из Нью-Йорка обратно в Детройт. Возвращение в Детройт «приблизит команду, отвечающую за развитие бренда Cadillac, к тем, кто создает новые машины, включая проектирование, инженерию, закупки и производство, обеспечивая полную интеграцию глобальной стратегии роста Cadillac», – заявил тогда представитель GM изданию Automotive News.

Но другую инициативу де Найсена – каждые полгода до 2022 г. выпускать на рынок новую или обновленную модель Cadillac – Реус отменять не стал.

В 2019 г. GM планирует прекратить выпуск для Северной Америки шести моделей – Buick LaCrosse, Cadillac CT6 и XTS, Chevrolet Impala, Cruze и Volt. За последние шесть лет на эти модели пришлось 46% продаж GM в США. Но по сравнению с 2012 г. спрос на них сократился примерно вдвое. Правда, почти все эти модели по-прежнему будут производиться для других рынков. Например, LaCrosse и CT6 будут выпускаться в Китае, Cruze – в Мексике, Китае и Бразилии. В случае чего можно дать задний ход и импортировать их в Америку, отмечает Automotive News.

Но GM надеется, что до этого дело не дойдет. Задача Реуса – выпустить им на смену новые бестселлеры, которые будут работать на аккумуляторах или топливных элементах. До 2023 г. GM обещает представить 20 таких машин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more