Продажи легковых автомобилей в России начали замедляться

Среди причин – новогодние праздники и повышение НДС
Январь – это всегда месяц затишья в продажах автомобилей из-за затяжных новогодних праздников/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российский авторынок переживает первый спад после активных продаж в прошлом году: в январе 2019 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 0,6% год к году, или 600 шт., до 103 064 машин, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). «Это положительный результат, особенно учитывая повышение ставки НДС на 2 процентных пункта с 1 января», – считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, процитированный в сообщении.

Ранее он не исключал падения продаж в январе и феврале из-за увеличения НДС в России до 20% с начала 2019 г. и возможного ужесточения санкций США. Все это создает «существенные риски и неопределенности на [российском автомобильном] рынке, в особенности в I квартале», объяснял Шрайбер. С ним соглашался и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: в начале нынешнего года продажи действительно окажутся ниже прошлогодних – из-за НДС и традиционной годовой индексации. Цены на новые автомобили с 1 января выросли на 1–5%, передавало агентство ТАСС. Опрошенные «Ведомостями» автопроизводители предупреждали об этом. В частности, о повышении цен на 2% сообщали Nissan и Volvo. Корректировала цены с 1 января и Infiniti, говорил ее представитель.

Январь – это всегда месяц затишья в продажах автомобилей из-за затяжных новогодних праздников, объясняли ранее «Ведомостям» представители нескольких автодилеров. «На рынке стагнация, новые машины не продаются совсем», – сокрушается представитель крупного автодилера. По его словам, отдельные игроки рынка пытались демпинговать, но это ни к чему не привело; имен он не назвал. Снижение клиентской активности отмечает и представитель «Авилона». Всему виной, по его словам, «повышенный спрос в декабре»: «Клиенты под влиянием изменения ставки НДС и роста цен у ряда брендов стремились купить автомобиль по выгодным ценам, что естественным образом отразилось на продажах первой половины января». По данным АЕБ, декабрьские продажи легковых автомобилей выросли на 5,6% до 175 240 шт., а в ноябре – на 10,1% до 167 494 автомобилей.

По итогам 2019 г. АЕБ ждет небольшого роста рынка легковых и легких коммерческих автомобилей – на 3,6%, или до 1,87 млн шт. Это существенное отступление, так как в последние два года продажи новых автомобилей в России росли двузначными темпами: в 2017 г. – на 11,9%, в 2018 г. – на 12,8%.