Renault лишила Гона «золотого парашюта»

Во Франции бывшего руководителя альянса Renault-Nissan-Mitsubishi считают жертвой заговора, но также недовольны его богатством
Выплата «золотого парашюта» Гону могла бы создать политические проблемы правительству Франции/ Michel Euler / AP

Совет директоров Renault в среду единогласно решил лишить бывшего руководителя компании Карлоса Гона опционов примерно на 460 000 акций стоимостью 26 млн евро, полагавшихся ему по результатам работы в 2014–2017 гг. Как заявила компания, необходимым условием для получения этих акций было то, чтобы Гон продолжал работать в Renault. Но в конце января Гон согласился уйти с постов гендиректора и председателя совета директоров, так как из-за ареста в Японии он больше не мог выполнять свои обязанности. Также Renault решила не платить Гону около 5 млн евро за то, чтобы он в течение двух лет после ухода из компании не присоединился к конкурентам. Решение по поводу выплаты Гону компенсации за прошлый финансовый год будет принято в марте.

Политическая необходимость

Выплата «золотого парашюта» Гону могла бы создать политические проблемы правительству Франции, которое пытается успокоить протесты «желтых жилетов», недовольных падением уровня жизни и неравенством в стране. Министр финансов Брюно Ле Мэр попросил представителя правительства в совете директоров Renault сделать так, чтобы сократить компенсацию Гона «как можно больше», пишет Reuters со ссылкой на сотрудника министерства. По данным агентства, предложение отказать в выплатах Гону сделал комитет по вознаграждениям Renault. Правительство Франции, которому принадлежит 15% акций компании, поддержало эту идею. «Мы всегда были против чрезмерных выплат, – цитирует Reuters сотрудника французского минфина. – Речь идет не о презумпции невиновности, а об этике и приличии».

Будущее альянса

Гон с ноября прошлого года находится под арестом в Японии. Его обвиняют в том, что в отчетах для Токийской биржи он не раскрыл информацию о вознаграждении в Nissan в размере более $80 млн за 2010–2018 гг., которое он должен был получить после выхода на пенсию, и в покрытии убытков по частным инвестициям за счет японской компании. Гон свою вину не признает и считает арест результатом заговора руководства Nissan, которое было против его планов осуществить слияние компании с Renault. В ноябре он лишился поста председателя совета директоров Nissan.

Renault долгое время поддерживала Гона, но затем начала собственное внутреннее расследование. В начале февраля компания заподозрила его в том, что для оплаты своей свадьбы в Версальском дворце в 2016 г. он использовал 50 000 евро, которые компания передала дворцу по спонсорскому соглашению. Доказательства Renault передала французским властям. Как утверждает Гон, он считал, что Версаль предоставил ему место для проведения свадьбы бесплатно, и предложил компенсировать эти расходы автопроизводителю.

Неожиданное задержание Гона и отказ японского суда выпустить его под залог заставляют советников Renault, французских чиновников и друзей Гона думать, что руководство Nissan действительно захотело устранить его с целью недопустить слияния с Renault, пишет Financial Times. Особенно юристы Renault были недовольны сотрудничеством Nissan и прокуратуры, ведь японской компании тоже были предъявлены обвинения. Однако и французское правительство, и совет директоров Renault хотят сохранить альянс. «С самого начала мы хотели успокоить ситуацию, поскольку мы тоже были ошеломлены арестом Гона и предъявленными ему обвинениями со стороны Nissan и японской прокуратуры, – приводит издание слова члена совета директоров Renault. – Мы хотели провести черту между делом Гона и будущим альянса».

Между тем отношения Гона с французским правительством давно были непростыми, пишет FT. По словам близких к бизнесмену людей, он был очень рассержен в 2015 г., когда Эмманюэль Макрон, занимавший тогда пост министра экономики, придумал временно увеличить долю правительства в Renault с целью сохранить его право двойного голоса, полагающееся долгосрочным акционерам. Хотя после победы Макрона на президентских выборах их рабочие отношения улучшились. Кроме того, правительство на собраниях акционеров регулярно выступало против выплат больших вознаграждений Гону. Тот отвечал, что получает меньше, чем руководители американских автопроизводителей.

Новая защита Гона

В среду также стало известно, что Гон решил сменить защищавших его в Японии адвокатов. Раньше этим занималась команда во главе с бывшим прокурором Мотонари Оцуру. Как отмечает The Wall Street Journal, тот порой не возражал против методов допроса японской полиции и считал приемлемым, чтобы Гон подписывал документы на японском языке, которого не знает. Кроме того, Оцуру не смог добиться освобождения Гона под залог. Теперь защищать его будет адвокат Дзюнъитиро Хиронака по прозвищу «Бритва». Он известен тем, что выиграл несколько громких дел, оправдав крупных политиков и бизнесменов. Это большая редкость для Японии, где суд признает 99% обвиняемых виновными.

По мнению экспертов, Хиронака сможет лучше и агрессивнее защищать Гона в суде. Сам Гон объяснил смену адвокатов подготовкой к судебному процессу: «Я собираюсь решительно себя защищать, и это станет началом процесса, который не только докажет мою невиновность, но и прольет свет на обстоятельства моего задержания».