Как теолог стал гендиректором Nissan

К концу года автогигант возглавит старший вице-президент Макото Утида, прослуживший в компании более 15 лет
Макото Утида/ AP

Председатель совета директоров Nissan Motor Co. Карлос Гон был арестован в ноябре 2018 г. по обвинению в сокрытии размера своего вознаграждения. Прошлый гендиректор Nissan Хирото Сайкава вынужден был подать в отставку в сентябре этого года. Причина – скандал с завышением размера бонусов: он получил на 47 млн иен ($439 000) больше, чем полагалось.

С тех пор компания искала нового гендиректора. Его имя должны были объявить в конце октября. Но в этот вторник, на пресс-конференции после совета директоров, прозвучала неожиданная новость. Компанию возглавит 53-летний Макото Утида, работающий в Nissan более полутора десятков лет. «Я подумал: чем скорее, тем лучше», – объяснил спешку председатель совета директоров Ясуси Кимура. В должность Утида вступит не позднее 1 января 2020 г. При новом руководителе компании предстоит восстановить падающую прибыль, наладить пошатнувшиеся отношения с главным акционером – Renault и оправиться от скандалов с предыдущими гендиректорами.

Теолог в автопроме

Утиду в компании считают тодзамой, пишет Reuters. В Японии так назывались феодалы, которые считались чуждыми, подозрительными. «Иностранец с японским лицом», – отзывается о нем коллега. Другой подхватывает: «Это японец, который на самом деле не японец внутри. Даже говорит он всегда очень прямо, по сути».

Еще одна отставка?



Во вторник две французские газеты сообщили, что будущее генерального директора Renault Тьерри Боллоре под вопросом из-за напряженных отношений с партнером по альянсу Nissan. Le Figaro уверяет, что председатель совета директоров французской компании Жан-Доминик Сенар уже на заседании 18 октября попросит начать поиск преемника Боллоре. Les Echos добавляет, что японцы не доверяют Боллоре и ни для кого не секрет его весьма натянутые отношения с Сенаром. Сенару помимо налаживания отношений с Nissan поручено расчистить компанию от прежнего руководства, говорит источник газеты в Renault. Боллоре чуть ли не последний топ-менеджер из команды Гона. Единственная версия, почему он до сих пор сохранил пост, – его просто некем заменить.

Утида окончил частный Университет Досися в Киото, по профессии теолог, что не очень обычно для специалиста, сделавшего карьеру в автопроме. В 1991 г., сразу после вуза, Утида пошел работать в токийский торговый дом Nissho Iwai (сейчас Sojitz Corp.). Когда-то эта компания начинала с торговли сахаром, а в итоге стала поставлять многие вещи – от сжиженного природного газа до стали. Как правило, в Японии высшие руководители проводят всю жизнь в одной фирме. Но Утида, прослужив 12 лет одному работодателю, взял и поменял его в 2003 г. на Nissan. Позже он объяснял, что ему понравился альянс Renault-Nissan, как компания с большими перспективами.

Утида занимался закупками комплектующих и сырья для обоих автопроизводителей в компании Renault-Nissan Purchasing Organization. В 2012 г. его послали на южнокорейский завод альянса Renault Samsung Motors. Из кандидатов, которых рассматривал совет директоров, Утида понравился французам больше всех – благодаря имевшемуся опыту работы с ними, рассказывал источник Reuters.

Через два года Утиду вернули в Nissan Motor директором по программам, потом занимал и другие посты, в частности в ранге вице-президента отвечал за закупки.

Курс на электрификацию

Кто такие тодзама

Утиду называют «тодзама». Это отсылка к событиям 1600 г. в Японии. После смерти фактического правителя Японии Тоётоми Хидэёси в стране началась борьба за власть. Клан Токугава двинулся на Киото, чтобы захватить бразды правления. На пути у них встало объединенное войско ряда даймё (крупнейшие военные феодалы, элита самураев). В битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 г. Токугава Иэясу одержал победу и в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Так началась эпоха Токугава (или эпоха Эдо), продлившаяся четверть тысячелетия. Крупных феодалов разделили на три группы в зависимости от их позиции во время гражданской войны. Высшая группа даймё – родственники дома Токугава. Вторая группа – поддержавшие его во время битвы при Сэкигахаре. А в третью, тодзама-даймё («посторонние даймё»), попали его противники. Они считались неблагонадежными, были ограничены в правах владения землей, их могли переселять в другие районы.

Как и многие автопроизводители, японцы одним из ключевых и перспективных рынков считают Китай, сейчас он приносит Nissan почти треть операционной выручки, отмечает Automotive News. Последние полтора года, будучи уже старшим вице-президентом Nissan, Утида провел в Китае, где одновременно возглавлял Dongfeng Motor Company Limited (DFL) – совместное предприятие Nissan и крупного китайского автопроизводителя Dongfeng Motor Group (в холдинге 21 компания, он имеет СП с многими автогигантами, а его доля рынка в Китае превышает 10%). DFL выпускает машины под марками Dongfeng, Nissan, Infiniti, и, кстати, Dongfeng Rich и Dongfeng Fengdu MX6 – это не что иное, как ниссановские Navara и X-Trail устаревших поколений.

Нынешним летом на конференции в китайском Даляне, организованной Всемирным экономическим форумом, Утида говорил: «Мы в Nissan много думаем об электромобилях. Наряду с автопилотом и возможностью взаимодействия автомобилей электрификация формирует основу нашего видения Nissan Intelligent Mobility для создания лучшего мира для людей». В японо-китайском СП электрификация стала приоритетом среднесрочного бизнес-плана под названием DFL Triple One. К 2022 г. планируется выпускать 20 электрифицированных моделей, и на них придется 30% продаж.

Схожие задачи Утиде предстоит решать и в масштабах всего Nissan. Председатель совета директоров Кимура сказал, что новое руководство должно и далее выполнять среднесрочный бизнес-план, обнародованный бывшим гендиректором Сайкавой (хотя оговорился, что допускает возможность изменения стратегии). В него входит увеличение продаж электрифицированных автомобилей, утроение продаж машин с автопилотом, обновление модельного ряда и выпуск более 20 новых моделей.

Преодолеть падение

Наряду с новациями на долю Утиды выпадет сокращение на 10% производственных мощностей Nissan по всему миру, в результате будет ликвидировано и около 12 500 рабочих мест. Это самое большое сокращение за последние 10 лет. Однако компании необходимо закрыть недостаточно загруженные заводы, построенные в соответствии со стратегией агрессивного роста Гона, который хотел захватить 8% мирового рынка, отмечает Reuters.

Nissan Motor Co., Ltd.



Автопроизводитель
Акционеры: Renault S.A. (43,4%), в свободном обращении – 52,6% акций.
Капитализация – $25,7 млрд.
Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 30 марта 2019 г.):
выручка – 11,6 трлн иен ($104,4 млрд),
чистая прибыль – 319,1 млрд иен ($2,9 млрд).
Продажи (2018 г.): в мире – 5,65 млн автомобилей, крупнейшие рынки – Китай (1,56 млн), США (1,49 млн), Япония (0,62 млн), в России продано 106 138 автомобилей.

Если исходить из обещаний Сайкавы, Nissan должен добиться операционной маржи в 6% в финансовом году, заканчивающемся 31 марта 2023 г. На конец марта 2019 г. она составила 2,75%.

Доходность была подорвана годами больших скидок и низкорентабельных продаж прокатным компаниям, что имело еще одно неприятное последствие: Nissan все больше приобретает имидж дешевого автомобиля.

Утиде нужно будет в первую очередь восстановить доходность. Это усилит его позиции в переговорах с Renault. Чистая прибыль Nissan сейчас близка к десятилетним антирекордам: в прошлом году она составила 319,1 млрд иен (около $2,9 млрд), упав на 57,3%. По итогам II квартала 2019 г. чистая прибыль Nissan упала на 94,5% до 6,4 млрд иен ($59 млн) в сравнении с аналогичным кварталом прошлого года. Мировые продажи просели более чем на 6% до 1,23 млн машин.

Дуумвират

Одновременно с новостью о смене гендиректора компания объявила о других назначениях в руководстве. Так, главным исполнительным директором станет Ашвани Гупта, до этого работавший в Mitsubishi. «Нам требуется сильное лидерство. Руководство группы, где все поддерживают друг друга, будет более прозрачным», – сказал Кимура. Automotive News трактует эти слова так, что Гупта и Утида будут управлять компанией в тандеме в отличие от самодержавного стиля Гона.

Гупта родом из Индии. У него инженерное образование, полученное на родине, и диплом французской бизнес-школы INSEAD.

Карьеру он начинал в 1992 г. как инженер, со временем стал специализироваться на закупках. В 1996 г. он пришел в местное подразделение Honda менеджером по закупкам, потом занимался тем же для Renault в Индии, а затем и во всем мире, специализируясь на тормозных системах. После краткой работы в Datsun (входит в Nissan) Гупта в 2017 г. возглавил подразделение коммерческих грузовых автомобилей альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а в начале этого года был отправлен операционным директором в Mitsubishi.

Renault-Nissan-Mitsubishi



Автоальянс
Бизнес-модель партнерства: Renault принадлежит 43,4% акций Nissan Motor, Nissan Motor – 15% акций Renault и 34% акций Mitsubishi Motors.
Продажи альянса (2018 г.): в мире – 10,76 млн автомобилей, в России – 648 795 автомобилей.
В марте 1999 г. создан альянс Renault-Nissan, в октябре 2016 г. к нему присоединился Mitsubishi Motors.

49-летний Гупта тоже был среди претендентов на пост гендиректора. Французам Гупта нравился тем, что он ярый сторонник укрепления альянса трех автопроизводителей – Renault, Nissan и Mitsubishi, писала Automotive News. Источники Reuters считают произошедшие назначения «победой альянса».

Гон, прежде чем разразился скандал, приведший его за решетку, работал над полным слиянием Renault и Nissan, что очень не нравилось многим японским топ-менеджерам. Их недовольство стало одной из причин, почему не был создан другой альянс. В мае итало-американский автопроизводитель Fiat Chrysler подтвердил, что слухи о его интересе к слиянию с Renault имеют под собой реальную основу. Fiat Chrysler предложил слияние на равных, т. е. каждый участник сделки получит 50%-ную долю в новом бизнесе. Так мог бы возникнуть третий по величине в мире автопроизводитель после Volkswagen и Toyota.

У этой сделки была заманчивая синергия, писало Reuters. Например, у Fiat Chrysler в Северной Америке высокодоходный бизнес по производству пикапов и внедорожников, а в Европе компания никак не приспособится к ограничениям на вредные выбросы. У Renault, напротив, сильные позиции в производстве электромобилей, но крайне слабое проникновение на североамериканский рынок.

Но переговоры велись за спиной Nissan. Сайкаву предупредили о них всего за несколько часов до официального объявления. Публично компания выразила радость по поводу сделки, но за кулисами предупредила, что ее представители в совете директоров Renault вряд ли проголосуют за слияние. Вслед за ними стало тянуть время и правительство Франции, владеющее 15% акций Renault. В конце концов в июне Fiat Chrysler отозвал свое предложение. Но, как писала Financial Times, французское правительство надеется, что в будущем все-таки удастся заключить сделку, при этом имея в распоряжении побольше времени для ее проработки.