Автодилеры Renault начали получать первые компенсации

Но их размер невелик, а перспективы больших выплат остаются туманными
Евгений Разумный / Ведомости

Автодилеры ушедшего из России французского автоконцерна Renault начали получать первые компенсации. Это в основном бонусы за выполнение плана по продажам автомобилей в I квартале 2022 г., рассказали «Ведомостям» глава ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) Вячеслав Зубарев и президент Ассоциации дилеров Renault (АДР) Эдуард Маркман.

Кроме бонусов, по словам Маркмана, есть еще компенсации за устранение поломок для автомобилей, у которых срок гарантии от производителя не истек. В этом случае речь может идти о суммах от 2 млн до 10 млн руб. на каждого дилера, пояснил он.

Авторитейлеры получают бонусы и долги от Renault по гарантиям, они составляют от 2 млн до 7 млн руб. на одного дилера, подтвердил «Ведомостям» топ-менеджер одного из региональных продавцов французской марки. По его данным, эти компенсации должны выплатить до конца июня.

По словам Зубарева, выплаты по бонусам за 2022 г. также составляют лишь «несколько миллионов рублей» на одно дилерское предприятие.

1789

автомобилей Renault было продано в России в мае 2022 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса. Это на 86% меньше, чем в мае 2021 г.

Прояснением ситуации в отношении компенсаций от Renault за инвестиции, которые дилеры марки сделали в автосалоны, занимается АДР, добавил он.

В дилерских договорах с Renault никакие компенсации [инвестиций] не предусмотрены, отмечает Маркман. По его словам, те выплаты по бонусам, которые сейчас получают дилеры марки, идут от одного из правопреемников Renault на российском рынке – автозавода «Москвич», принадлежащего теперь московским властям (бывший завод «Рено Россия». – «Ведомости»). Как теперь вести переговоры с Renault по основным компенсациям, когда компания ушла с рынка, «хлопнув дверью», не ясно, констатировал он.

Когда Renault спешно покидала завод в Москве, власти Москвы настояли на резервировании части денежных средств на счетах предприятия для расчетов по старым долгам французской компании, говорит представитель «Москвича». Оплаты дилерам производятся именно из этих средств, пояснил он «Ведомостям». По словам источника, близкого к заводу, сумма компенсаций по бонусам для каждого дилера индивидуальна и зависит в том числе от количества проданных машин.

О том, что Renault приняла решение уйти из России, «Ведомости» писали 26 апреля. Французский концерн продал свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69%) за 1 руб. подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ с опционом обратного выкупа в течение шести лет. Блокпакет предприятия (32%) остался у «Ростеха». Завод «Рено Россия» на Волгоградском проспекте перешел в собственность Москвы еще за 1 руб. Производство машин французской марки в столице прекращено, на заводе будет налажен выпуск легковых автомобилей под брендом «Москвич», писал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.

В мае «Коммерсантъ» писал, что интересы дилеров Renault в России не были учтены в рамках сделки по уходу французского бренда из страны, поэтому АДР готовится добиваться возмещения инвестиций в дилерские центры через суд. По данным РоАД, на момент ухода Renault в России было порядка 150 дилерских центров марки, в которых работало около 11 000 человек.

В июне судьбой дилеров Renault заинтересовался Минпромторг. Ведомство попросило «АвтоВАЗ» как частичного правопреемника французского концерна в России предоставить до 28 июня информацию по вопросам развития дилерской сети этой марки. Соответствующее письмо (есть у «Ведомостей») за подписью заместителя главы департамента автопрома Минпромторга Дмитрия Чернова 21 июня было отправлено в Тольятти. Представитель «АвтоВАЗа» не уточнил, получила ли компания письмо.

Минпромторг просил «АвтоВАЗ» сообщить статус заключения договоров с дилерами, обеспечивающих доступ потребителей Renault ко всем видам техобслуживания, статус погашения задолженности французской компании перед дилерами, выполняющими обязательства по гарантийному ремонту, статус работы электронных систем поддержки послепродажного обслуживания, следует из письма. «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.

Обычно договоры между автопроизводителями и дилерами не предусматривают компенсаций каких бы то ни было расходов, говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Он отмечает, что логотипы, товарные знаки, прочие средства индивидуализации – это интеллектуальная собственность производителя. Даже если он отзывает разрешение на их использование, связанная с брендом атрибутика остается у дилера. А если так, то обязательств по компенсации ее стоимости у производителя перед дилером возникать не должно, рассуждает юрист.

Дилеры могут претендовать на возмещение убытков, образовавшихся вследствие ухода иностранного концерна с отечественного авторынка, возражает партнер юридической компании «Сотби» Варвара Кнутова. Она полагает, что факт «одностороннего и спонтанного» ухода Renault поможет автодилерам добиться компенсации за сделанные ранее инвестиции, а также неполученные доходы. «Важно не затягивать, корректно определить подсудность спора и правильно проработать тактику уведомления ответчика», – подчеркивает юрист.

По мнению Кнутовой, возмещать убытки дилеров должна «дочка» автопроизводителя в стране. В России в случае Renault это была «Рено Россия», сменившая наименование на Московский автомобильный завод «Москвич».