Автодилеров к концу года в России может остаться вдвое меньше

Некоторые компании уже выставлены на продажу, но не ясно, кто их купит
Некоторые предприятия могут лишиться статуса официального дилера, но продолжат деятельность, обслуживая машины своих клиентов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Количество дилерских центров сократится к концу года вдвое, рассказала в интервью «Ведомостям» гендиректор автодилера «Рольф» Светлана Виноградова. По ее словам, это самый оптимистичный сценарий, потому что падение может быть гораздо сильнее.

Виноградова не указала, до какого именно количества предприятий может сократиться дилерская сеть. По данным аналитического агентства «Автостат» и ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД), на апрель 2022 г. в России было 3203 автодилерские компании. Таким образом, авторитейл к концу года может недосчитаться около 1600 предприятий.

Прогнозировать «крайне затруднительно, так как ситуация нестабильная», заметил заместитель гендиректора по развитию бизнеса АГ «Авилон» Олег Шамба. Одним из главных факторов, влияющих на динамику рынка, он назвал дефицит автомобилей. «В дальнейшем можно ожидать, что в отрасли продолжится укрупнение дилерских сетей и закрытие небольших дилерских центров», – считает топ-менеджер.

Автобизнес стал одной из самых пострадавших от последствий санкций в связи с СВО отраслей экономики России. Большинство импортеров машин прекратили поставки в конце февраля – начале марта. Затем из-за проблем с доставкой компонентов начали останавливать конвейеры автозаводы. Сейчас в стране выпускают машины лишь УАЗ и китайская Haval, планирует запускаться «АвтоВАЗ».

По данным Росстата, выпуск легковых машин в России в апреле упал почти в 7 раз в годовом выражении до 19 900 шт. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле провалились до нового антирекорда за всю современную историю наблюдений – 32 706 машин (-78,5%), говорится в статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Продажи новых автомобилей в 2022 г. рухнут не менее чем в 2 раза, сказал 20 апреля президент РоАД Вячеслав Зубарев на конвенции ассоциации. Сейчас клиент, позвонивший или зашедший в автосалон, – большая редкость, отмечал он. В прошлом году в России было продано 1,67 млн новых легковых машин и LCV, свидетельствуют данные АЕБ.

В существующих условиях под угрозой закрытия находится треть автодилеров как минимум, говорит представитель РоАД. Он обращает внимание на остановку производств и уход автоконцернов, «барьеры по двойному НДС» (для юрлиц, перепродающих подержанные машины. – «Ведомости»), дефицит запчастей и другие проблемы сегмента. «Не все выдержат», – резюмирует собеседник.

В этой ситуации уже несколько крупных автодилерских предприятий выставлено на продажу, говорит Виноградова. Она не стала называть, какие именно компании продаются, сославшись на договоренности о неразглашении. По словам одного из источников «Ведомостей» в авторитейле, на продажу в числе прочих выставлен дилер по продаже машин с пробегом «Максимум» в Санкт-Петербурге.

Продают фактически контракты с автопроизводителями и недвижимость, пояснила Виноградова. «Но ни одно, ни другое сейчас никому не нужно. Я с трудом представляю, что кто-то купит эту недвижимость, потому что непонятно, что с ней делать», – отметила она.

«Ощутимые трудности [в 2022 г.] будут испытывать монобрендовые дилерские структуры, – считает Шамба. – В свою очередь, крупные дилерские сети с широкой линейкой брендов будут наиболее устойчивыми».

«Рольф» и сам находится в состоянии продажи. В декабре 2021 г. дилерский холдинг из Краснодарского края «Ключавто» договорился о приобретении компании за собственные и заемные средства Альфа-банка. Сумма сделки не называлась, но по размерам бизнеса она могла стать крупнейшей в российском авторитейле. 20 апреля директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников, выступая на конвенции РоАД, сказал, что сделка находится «на паузе», а сам «Рольф» работает в прежнем режиме («Ведомости» писали об этом).

Виноградова комментировать текущий статус сделки отказалась. Представитель «Ключавто» сказал «Ведомостям», что сделка по-прежнему находится на паузе, воздержавшись от дальнейших комментариев.

Если говорить о статусе автодилера как официального продавца той или иной марки, то с таким [негативным] прогнозом [Виноградовой] можно согласиться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. В то же время в действительности столь серьезное сокращение сети авторитейла вряд ли произойдет, полагает эксперт. По его словам, некоторые предприятия могут лишиться статуса официального дилера, но продолжат деятельность, обслуживая машины своих клиентов.

«Еще год-полтора они будут смотреть, выгодно ли им работать в таком статусе, смогут ли они получить новые контракты либо проще продать актив – полностью или частично», – говорит Бургазлиев. По его оценке, полностью прекратит свою деятельность в этом году не более 15% автодилеров.