Автодилерам отказали в отмене двойного НДС при перепродаже машин с пробегом

Минфин не согласен и с другими предложениями по поддержке авторитейла в период санкций
Бизнес по продаже автомобилей с пробегом сейчас является основной точкой приложения усилий автодилеров/ Евгений Разумный / Ведомости

Минфин выступил против предложения автодилеров об отмене двойного налогообложения, которое возникает при перепродаже автомобиля с пробегом между юрлицами. Об этом говорится в письме ведомства за подписью заместителя министра Ирины Окладниковой в адрес ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) от 21 апреля. Документ есть у «Ведомостей».

В качестве обоснования отказа Минфин приводит те же аргументы, что и почти два года назад, когда РоАД уже выступала с такой инициативой. Тогда ведомство объясняло, что отмена двойного НДС приведет к потерям доходов федерального бюджета и будет де-факто являться субсидированием плательщиков НДС, перепродающих машины. Еще ранее, в 2018 г., соответствующие поправки в Налоговый кодекс (НК) об отмене двойного НДС предлагал Минпромторг.

Сейчас первичный НДС закладывается в стоимость впервые продаваемой новой машины. Если покупатель является физлицом, то при продаже автомобиля спустя какое-то время автодилеру (например, по схеме trade-in) НДС не платится. Эта норма была установлена поправками в НК с 1 апреля 2009 г.

Если автодилер-юрлицо продает купленный автомобиль другому физлицу, то НДС платится только с наценки на транспортное средство, она обычно составляет около 10%. Но когда он продает машину юрлицу – например, другому дилеру, – то НДС начисляется уже в размере полной стоимости машины. Но к вычету в таком случае юрлицо может предъявить только НДС со своей наценки. Это и есть вторичное налогообложение для одного и того же автомобиля, которое дилеры предлагали отменить.

Минфин в той или иной формулировке отверг и остальные предложения РоАД по поддержке отрасли в санкционный период. Как писали «Ведомости» 16 марта, ассоциация направила премьеру Михаилу Мишустину целый комплекс мер для поддержки авторитейла. В противном случае дилерам вскоре может оказаться нечем торговать, утверждала РоАД.

В частности, ассоциация предлагала обнулить таможенные пошлины на ввоз готовых автомобилей (сейчас 15%) и запчастей из дружественных стран, ввести до 2025 г. мораторий на повышение ставок по кредитам (выданным с 1 марта 2022 г.) и арендной плате, тарифов ЖКХ для авторитейла, на взыскания за просрочку уплаты налогов, освободить от налога на имущество собственников зданий, где располагаются автосалоны, а сотрудников дилерских центров – от уплаты НДФЛ.

Просили дилеры и кредитные каникулы на оплату основного долга, а также невозвратные займы на зарплаты (при условии отказа от увольнений) и мораторий на налоговые проверки.

Бизнес по продаже автомобилей с пробегом сейчас является основной точкой приложения усилий автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, рынок новых машин упал в апреле на беспрецедентные 78,5% до 32 706 машин. Запасы новых транспортных средств на складах дилеров и дистрибуторов истощаются, а новых поступлений нет, поскольку большинство автозаводов в России находится в простое в связи с отсутствием компонентов для сборки.

При этом продажи легковых автомобилей с пробегом в России в I квартале продолжили рост. Он составил 8,6% в годовом выражении, было реализовано 1,21 млн подержанных машин, следует из последних имеющихся данных «Автостат-инфо».

Отказ отменить двойной НДС помешает развитию продаж подержанных машин через дилерские сети, говорит руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир» Юрий Савичев. Сейчас при покупке дилером машины с пробегом у другого юрлица к себестоимости необходимо прибавить 20%, что делает такие сделки абсолютно нерентабельными и убыточными, подчеркнул он.

До этого схожие цифры «Ведомостям» приводил и председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. С учетом торговой наценки конечная цена перепродаваемого [юрлицами] автомобиля с пробегом оказывается на 20–30% выше среднерыночной, отмечал он. Это тормозит развитие сегмента подержанных машин, а сделки между юрлицами осуществляются в минимальном количестве, рассказывал Подщеколдин.

При текущем налогообложении покупка дилерами машин с пробегом у других юрлиц не будет развиваться, хотя потенциал и запрос на такие сделки имеются, соглашается Савичев. По его словам, многим региональным игрокам было бы выгодно приобретать некоторые модели в Москве и продавать дороже в регионе и наоборот.

Подщеколдин приводил пример с трехлетней Lada Granta. По его оценке, в Москве такая машина стоит минимум на 20 000–30 000 руб. дешевле, чем в Брянске («БН-моторс» – брянская компания). «Я бы с удовольствием покупал машины у Major или «Рольфа», но не могу», – сокрушался он.

Директор «Авилон автомобили с пробегом» Николай Баскаков отмечает, что из-за такого решения Минфина часть сделок, которая могла бы пройти через официальные автосалоны, останется на сером рынке. Число таких сделок не превышает 2%, поэтому можно ожидать, что отрицательное решение не окажет существенного влияния на работу дилера, добавил он.

Логики в сохранении двойного НДС при перепродаже машины не очень много, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, инициатива РоАД могла бы быть полезной, но только в случае, если бы это привело к снижению цен на вторичном рынке.

«Ведомости» направили запросы в РоАД, Минфин и Минпромторг.