«АвтоВАЗ» намерен осенью внести изменения в свой специнвестконтракт

Это будет сделано после принятия обновленной стратегии развития автопрома
Максим Соколов заявил, что СПИК в текущих условиях перестал быть актуальным/ Евгений Разумный / Ведомости

АвтоВАЗ» планирует обратиться в Минпромторг после принятия обновленной стратегии развития автопрома для внесения изменений в свой специнвестконтракт (СПИК). Об этом «Ведомостям» в кулуарах форума «Иннопром» в Екатеринбурге рассказал президент и гендиректор компании Максим Соколов. Согласно поручению президента Владимира Путина, обновленная с учетом сегодняшних реалий стратегия развития автопрома должна быть разработана и утверждена до 1 сентября.

«СПИК был заключен при предыдущем акционере «АвтоВАЗа» и в текущих условиях частично перестал быть актуальным», – пояснил Соколов. Он также уточнил, что в общую стратегию отрасли войдет и стратегия «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» сейчас является держателем сразу двух СПИКов. Первый был заключен с Минпромторгом и регионами в январе 2019 г., привлеченными сторонами по нему выступают Renault, Nissan и Mitsubishi. Второй СПИК летом того же года заключил «GM-АвтоВАЗ» – СП «АвтоВАЗа» и американской GM, выпускавшее внедорожник Chevrolet Niva. В декабре 2019 г. «АвтоВАЗ» выкупил 50% СП у американского партнера за 472 млн руб., став собственником 100% завода. Полтора года спустя сборка модели была перенесена на основную площадку «АвтоВАЗа», а бывший завод СП законсервировали.

СПИК «АвтоВАЗа» с Renault, Nissan и Mitsubishi – самый дорогой среди таких соглашений в автопроме. На момент заключения он предполагал инвестиции в размере около 70 млрд руб. в течение 10 лет. За эти деньги предполагалось вместе с партнерами обновить модельный ряд, организовать производство нового двигателя и вариатора японской Jatco, локализовать системы управления автомобилем. «GM-АвтоВАЗ» планировал расширение модельного ряда Chevrolet Niva.

Renault приняла решение уйти из России, сообщали «Ведомости» 26 апреля. Французский концерн продал свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69%) за 1 руб. подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ с опционом обратного выкупа в течение шести лет. Блокпакет предприятия (32%) остался у «Ростеха». Завод «Рено Россия» на Волгоградском проспекте перешел в собственность Москвы еще за 1 руб. Производство машин французской марки в столице прекращено, на заводе будет налажен выпуск легковых автомобилей под брендом «Москвич», писал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.

Как устроены специнвестконтракты

Специнвестконтракт – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Наличие СПИКа необходимо инвесторам для участия в госпрограммах поддержки спроса. Большинство автоконцернов, ведущих сборку машин в России, подписали такие контракты с правительством.

Эти два СПИКа «АвтоВАЗа» должны быть как-то объединены, говорит источник «Ведомостей», знакомый с условиями контрактов. Кроме того, после ухода Renault из России должен быть пересмотрен модельный ряд, который предполагалось выпускать в рамках заключенного соглашения. По словам собеседника, локализация выпуска вариатора Jatco (им оснащалась в том числе Lada Vesta. – «Ведомости») теперь под большим вопросом.

Вряд ли кто-то сможет прийти [в «АвтоВАЗ»] на замену Renault в текущих условиях и еще вопрос, как поведут себя остальные партнеры «АвтоВАЗа» по СПИКу, сомневается источник. Инвестиционные планы по контракту также могут быть пересмотрены в зависимости от поставленных задач и обновленной продуктовой стратегии, допускает он.

Источник, близкий к Минпромторгу, сказал «Ведомостям», что вопрос изменения СПИКа с «АвтоВАЗом» пока не обсуждался, но изменения инвестконтракта, скорее всего, потребуются не только ему. Представители министерства, Nissan и Mitsubishi от комментариев отказались.

Помимо «АвтоВАЗа» с зарубежными партнерами крупные инвестиции в рамках инвестконтракта планировали Volkswagen (61,5 млрд руб.) и Hyundai (52,8 млрд руб.). Немцы собирались локализовать производство турбированного двигателя объемом 1,4 л, корейцы – создать центр исследований, разработок и производства обновленных Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio. Представители обеих компаний на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Изменения в СПИК «АвтоВАЗа» вносить надо в любом случае, они обусловлены развитием ситуации вокруг компании, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Ключевые моменты для компании сейчас, по его словам, – это развитие собственного модельного ряда, выстраивание работы с новыми поставщиками и возможность предложить рынку достаточное количество машин, качество и потребительские характеристики которых будут соответствовать современным требованиям к комфорту и безопасности.

«АвтоВАЗ» возобновил производство после периодических простоев 8 июня и начал выпускать Lada Granta в упрощенной комплектации – без антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и модуля вызова экстренных служб «ЭРА-Глонасс». Продажи автоконцерна в первом полугодии 2022 г. снизились на 63% до 74 714 машин, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса.