Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе

Китайский автоконцерн может начать сборку на другом предприятии «Соллерса» или выкупить сборочные мощности
Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе/ Carlos Barria / REUTERS

Китайский автоконцерн Chery, у которого есть проект по локализации с «Соллерс авто» (в группу входит УАЗ), решил отказаться от идеи выпускать автомобили на площадке Ульяновского автозавода. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами компаний. Основной причиной, по их словам, стало попадание УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня.

Chery может рассмотреть вариант локализации и на другой площадке «Соллерса», говорит один из источников «Ведомостей». У российской компании кроме УАЗа остались совместные предприятия с Ford в Елабуге и с Mazda во Владивостоке. Оба СП пока заморожены. При этом не ясно, каким образом китайский концерн в случае организации производства будет получать господдержку: все нынешние игроки рынка уже подписали специнвестконтракты (СПИК) и менять основного исполнителя по ним нельзя, констатирует собеседник.

Другой источник «Ведомостей» отмечает, что Chery рассматривает различные варианты для локализации производства в России, в том числе и без участия «Соллерс авто». В частности, китайский концерн может занять площадку какого-либо из западных автопроизводителей, если тот примет решение уйти, рассуждает он. Какой именно актив может рассматривать Chery, собеседнику неизвестно. Пока среди крупнейших инвесторов автопрома продать свой завод в Калуге захотел только Volkswagen («Ведомости» писали об этом 27 июля).

Скорее всего, локальная продукция Chery будет представлена в России не под основным брендом, говорит источник. Помимо собственно марки Chery у китайского концерна есть суббренды Exeed, Omoda и Jetour. Последние два пока не представлены на российском рынке, но отраслевые СМИ неоднократно писали о планах компании начать их продажи.

О совместном проекте «Соллерса» и Chery Automobile по локализации производства машин китайской марки на базе Ульяновского автозавода стало известно по итогам переговоров президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля. Тогда предполагалось, что между компаниями будет заключено стратегическое партнерство, которое будет включать в себя не только выпуск автомобилей, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Конкретные параметры проекта стороны планировали зафиксировать до середины 2022 г.

Это не первая попытка Chery зайти со сборкой своих машин на российский рынок. В 2008–2009 гг. калининградский «Автотор» в экспериментальном режиме начал, по сути, отверточную сборку машин марки без глубокой локализации. Но «Автотору» пришлось свернуть проект. По неофициальной информации источников, близких к участникам рынка, к экспансии китайского автопрома в России тогда крайне осторожно относился Минпромторг. Позднее основной владелец «Автотора» Владимир Щербаков говорил, что с приходом других зарубежных автоконцернов на российский рынок позиция властей в отношении китайских брендов «стала более лояльной».

«Соллерс» в 2021 г. начал завершающий этап трехлетней реструктуризации УАЗа («Ведомости» писали об этом 19 ноября 2021 г.). Ключевой целью является концентрация в рамках компании активов и компетенций по модели, применяемой в мировом автопроме, объясняла компания. В периметр этих активов входят штамповка, сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей. Реструктуризация была необходима для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном, объяснял «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Соллерса». Название этого партнера тогда не упоминалось.

В первом полугодии 2022 г. Chery обогнала по продажам отечественный УАЗ, реализовав на российском рынке 11 147 автомобилей (-27%) против 9720 (-26%) внедорожников из Ульяновска, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Еще 4320 машин пришлось на суббренд китайского концерна Cheryexeed. Источник «Ведомостей» в одном из крупных региональных дилеров Chery говорит, что в последнее время компания «крайне неохотно» отгружает машины, занижая объем обещанных поставок примерно в 1,5 раза.

Российский рынок интересен для Chery: по потенциальной емкости он достаточно большой – до 2 млн автомобилей в год, сказал автоэксперт Владимир Беспалов. Сейчас многие зарубежные автоконцерны приостановили деятельность в России и это открывает возможности для реализации машин китайскими брендами, отмечает он. И если преимущества локализации производства в России перевесят санкционные риски, то этот проект будет интересен для Chery, уверен Беспалов. Площадки «Соллерса» выглядят наиболее подходящими с этой точки зрения, полагает он.

В России сейчас есть примерно шесть автозаводов, которые можно приобрести с большим дисконтом, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, для Chery сейчас принципиально то, что они смогут получить взамен на организацию выпуска автомобилей в РФ. Если это гарантии господдержки через заключение СПИКа, то это будет позитивный кейс для китайского концерна, считает эксперт. По его оценке, китайские марки в ближайшие 1,5–2 года займут до четверти российского авторынка.

«Ведомости» направили запросы в «Соллерс авто», Chery и Минпромторг.