«АвтоВАЗ» столкнулся с дефицитом краски

Дилерам теперь доступны для заказа машины Lada только 2–3 цветов
По спросу сложившаяся ситуация сильно не ударит, так как до этого подавляющий объем продаж приходился на черные и белые машины/ Андрей Гордеев / Ведомости

«АвтоВАЗ» столкнулся с временной нехваткой лакокрасочных материалов, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Проблему подтверждают и опрошенные дилеры марки: по их словам, сейчас автомобили Lada можно заказать только в белом, черном и темно-зеленом цветах. Доступность машин других оттенков возможна «не ранее марта», говорят они.

«Мы находимся в постоянном контакте с поставщиками с целью налаживания регулярных поставок. «АвтоВАЗ» благодарен поддержке в этом вопросе, которую компания получает со стороны профильного министерства. Мы рассчитываем решить этот вопрос в ближайшие недели», – сказал представитель автоконцерна. Сейчас на площадке Минпромторга «АвтоВАЗ» и предприятия отрасли прорабатывают различные сценарии, говорит представитель ведомства: «Отсутствие некоторых номенклатурных позиций лакокрасочных материалов (ЛКМ) не влияет на запланированные объемы производства и имеет краткосрочный характер. В ближайшее время ситуация будет стабилизирована».

С ноября – декабря 2022 г. «АвтоВАЗ» начал красить автомобили семейства Granta в два цвета – черный и белый, говорит топ-менеджер одного из региональных дилеров марки. Niva Legend, Travel и Bronto доступны в темно-зеленом цвете, коммерческие Lada – в белом. Такая тенденция по цветовой гамме сохраняется и на I квартал 2023 г., а на апрель и далее производитель информации не дает, отмечает собеседник.

Эту информацию подтверждает и топ-менеджер федерального дилера «АвтоВАЗа». По его словам, другие цвета есть «в единичном количестве», хотя раньше машины Lada были представлены в 6–8 цветах. «Доступность других цветов для заказа должна появиться в марте», – добавил он.

Сейчас приходят еще коричневые и серые машины, но заказать автомобили в производство дилер может только в трех вышеуказанных цветах, говорит собеседник «Ведомостей» в другой федеральной автодилерской группе. «По мере нахождения других цветов «АвтоВАЗ» самостоятельно, без согласования с дилером, меняет цвета в небольшой части заказа на другие, какие удалось добыть. Велика вероятность, что такая ситуация продлится до марта», – рассказывает источник.

По его словам, по спросу сложившаяся ситуация сильно не ударит, так как до этого подавляющий объем продаж приходился на черные и белые машины. Когда в стране дефицит автомобилей, то цвет принципиального значения уже не имеет, только бы стоили эти машины недорого, считает руководитель одного из региональных дилеров «АвтоВАЗа». По его данным, автопроизводитель с начала года цены не поднимал.

На фоне ухода иностранных производителей из России Lada в 2022 г. оказалась безоговорочным лидером авторынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), «АвтоВАЗ» за год продал 188 645 машин – на 46% меньше, чем в 2021 г., доля рынка составила 27,4%. Продажи Lada в декабре 2022 г. упали год к году на 20% до 24 009 шт., доля бренда на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросла до 37,5%. Общий спад автопродаж, по данным АЕБ, в 2022 г. составил 58,8% до 687 370 машин.

В бюджетном сегменте к машинам все больше будут относиться как к средству передвижения, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Ограниченный выбор цветов спросу не помешает – сейчас в машинах Lada отсутствуют куда более важные компоненты, отмечает он.

«АвтоВАЗ» смог частично оправиться от последствий логистического кризиса только к лету 2022 г. На фоне ухода основного акционера – Renault и после перезапуска производства в июне модельная линейка «АвтоВАЗа» сократилась до двух семейств Niva и Granta. Но и эти машины выпускались в упрощенной комплектации – без антиблокировочной системы тормозов и подушек безопасности. Последние вернулись на Granta в августе.

Кроме того, в 2022 г. «АвтоВАЗ» выпустил до 10 000 некомплектных машин Lada, но в самом конце года их все же удалось доукомплектовать необходимыми деталями, говорил журналистам 10 января 2023 г. глава компании Максим Соколов. За первые два производственных дня нового года концерн выпустил еще некоторое количество некомплектных машин. Виной некомплекта, по словам Соколова, стало отсутствие отдельных субкомпонентов у поставщиков завода. Он отмечал, что риски непоставки комплектующих «по-прежнему очень велики».

Кузов автомобиля после сварки и до грунтования и основной окраски проходит в зависимости от технологического процесса от семи до 11 ванн, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Среди них обезжиривание, промывка, фосфатирование, катафорез. Затем наносят полиэфирный грунт, базовую эмаль, лак. 

По словам эксперта, «АвтоВАЗ» использует немецкие окрасочные комплексы Eisenmann. Они по трубопроводам подключены к емкостям с краской. Как правило, система может подавать в окрасочную камеру 7–10 цветов в зависимости от технологии. В последнее время производитель использовал автоэмали Basf и Henkel, говорит Бургазлиев. У «АвтоВАЗа» есть проблемы не только с эмалями, но и с комплектующими для немецких окрасочных комплексов, отмечает эксперт.

С начала 2000-х гг. основными поставщиками ЛКМ для автопрома были крупнейшие иностранные компании и одно совместное предприятие с российской компанией, говорит помощница гендиректора по техническим вопросам «Русских красок» Элла Васильева. Только 5% рынка занимали российские предприятия, выпускающие лакокрасочные материалы, отмечает она. 

Введение санкций, под которые попали и готовые ЛКМ, и сырье для их производства, привело к сложностям в выпуске автотранспорта в РФ, но заставило активизироваться российские предприятия в части разработки покрывных (цветных. – «Ведомости») эмалей, продолжает Васильева. По ее словам, ситуация усложнилась тем, что за последние 20 лет в России не появилось новых химических производств для лакокрасочной промышленности – либо их продукция не соответствует требованиям по качественным показателям для производства высокотехнологичных ЛКМ.

«Замену европейского сырья ищем в странах Азии, Южной Америки, Корее и других странах. К сожалению, не все пока найдено, не все сырьевые компоненты идентичны европейским. Но научно-исследовательские лаборатории российских лакокрасочных предприятий работают над этим вопросом и, надеюсь, решат его», – говорит Васильева.